Время новостей
     N°101, 07 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.06.2002
Отважный Мазепин
Новый президент СИБУРа собирается прекратить крупнейшее в российской истории банкротство
Кризис управления в задолжавшем 1,6 млрд долл. нефтехимическом холдинге СИБУР, похоже, завершился. Выводить компанию из пике взялся госчиновник -- первый зампред Российского фонда федерального имущества Дмитрий Мазепин, назначенный вчера на должность президента решением совета директоров СИБУРа. Сразу по окончании заседания совета новоиспеченный глава компании провел пресс-конференцию вместе с председателем совета, зампредправления «Газпрома» Александром Рязановым.

«Дмитрий Аркадьевич пришел в СИБУР всерьез и надолго, -- заявил журналистам г-н Рязанов. -- Учитывая его молодой возраст (34 года. -- Ред.), он может спокойно лет десять создавать компанию, руководить ею и вырастить ее в огромный, серьезный холдинг». «Газпром» -- основной акционер СИБУРа, и именно глава «Газпрома» Алексей Миллер сделал Дмитрию Мазепину предложение возглавить нефтехимическую компанию.

Сам г-н Мазепин пока рассматривает свое назначение как временную работу с целью защиты интересов государства. Впрочем, «нет ничего постояннее временного», шутит он. Своей главной задачей новый президент СИБУРа называет вывод холдинга и его дочерних предприятий из процедуры банкротства, а затем формирование «полноценной вертикально интегрированной нефтехимической компании, в которой контроль будет сохранен за «Газпромом».

«Я считаю, что «Газпром» и СИБУР в состоянии вести согласованную политику в интересах государства и выстраивать свои отношения с целью получения выгоды государством, которое является основным акционером «Газпрома» и, следовательно, владельцем СИБУРа. Этот нефтехимический холдинг должен оставаться за государством», -- говорит г-н Мазепин.

Ранее о необходимости скорейшего прекращения банкротства говорил и Вячеслав Скворцов, отставку которого с должности президента СИБУРа утвердил вчера совет директоров. Однако «Газпром» не устроило предложение г-на Скворцова подписать мировое соглашение с кредиторами СИБУРа с обязательством погасить полностью все долги и проценты (около 48,6 млрд руб.). «Я думаю, что с банками надо договариваться о каком-то дисконтировании долгов или, по крайней мере, об уменьшении процентов, пени», -- заявил вчера г-н Рязанов. При этом он сомневается в необходимости «дисконтирования» долга СИБУРа перед «Газпромом».

В «Газпроме» и правительстве, вероятно, понимают, что банки не сразу примут подобные условия. Некоторые из них и так уже разрешили СИБУРу отсрочить выплату долга на пять лет. «Я недавно узнал, что у Дмитрия Аркадьевича есть боевые награды (медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». -- Ред.), и это ему безусловно поможет в работе здесь, потому что многие вопросы придется решать в судах и в жестких переговорах», -- заметил г-н Рязанов, добавив, что «Газпром» «не собирается отсекать каких-то кредиторов или, как говорят, просто их кинуть».

«Я разговаривал с главой Федеральной службы финансового оздоровления Татьяной Трефиловой, -- сообщил г-н Мазепин. -- И мы пришли к выводу, что банкротство СИБУРа -- самое крупное в новейшей истории России, поэтому быстренько-быстренько прекратить его не получится». По его словам, при подписании мирового соглашения придется учитывать мнение абсолютно всех, даже самых маленьких кредиторов. «Если мы не успеем подписать соглашение до 4 июля (дата ближайшего заседания суда по делу о банкротстве СИБУРа), то попросим отложить рассмотрение дела», -- оценил президент холдинга сроки прекращения банкротства.

Выйдя из этого неприятного состояния, СИБУР собирается заняться консолидацией всех дочерних предприятий, многие из которых также банкроты и на имущество которых уже положили глаз нефтяные компании. «Банкротство -- это слишком мутная вода, -- заявил г-н Мазепин. -- Если нефтяные компании претендуют на какую-то часть бизнеса СИБУРа, то надо решать эти вопросы прозрачно, путем переговоров. Нефтяники имеют право работать на нефтехимическом рынке, но «Газпром» должен получать как можно больше прибыли от деятельности СИБУРа».

По словам г-на Рязанова, после прекращения всех процедур банкротства СИБУР может пойти на создание совместных предприятий с нефтяными компаниями. «Пока идет банкротство, мы не можем совершать никаких сделок с имуществом, не можем передавать их в СП или продавать», -- подчеркнул он. Переговоры с нефтяными компаниями, по оценкам «Газпрома», займут от одного до полутора месяцев.

ПОДПИСЬ К ФОТО

Дмитрию Мазепину предстоит познакомиться с нефтехимией и кредиторами СИБУРа

Олег ЧЕРНИЦКИЙ