|
|
N°185, 08 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Индивидуальный исход
КС рассмотрит дискриминацию увольняемых
Вчера на очередном заседании Конституционного суда РФ судили федеральный закон "О занятости населения", нормы которого позволяют чиновникам выплачивать безработным, уволенным индивидуальными предпринимателями, минимальное пособие, а не 75% от прежнего заработка, как это положено в случае с людьми, работавшими в организациях. Именно слово «организация», прописанное в вышеупомянутом законе, и стало камнем преткновения в правовом споре, и именно им оперируют сотрудники центров занятости населения, отказывая уволенным. Хотя в Трудовом кодексе эта «лингвистическая» проблема уже решена -- там и индивидуальный предприниматель, и организация определяются понятием "работодатель".
Неразбериха, возникающая из-за разночтений в двух законодательных актах, касается сотен тысяч россиян, трудившихся у индивидуальных предпринимателей и потерявших работу из-за кризиса. Пытаясь отстоять свои права, на их защиту встали только четыре человека из Москвы, Костромы, Ростовской и Волгоградской области: Татьяна Иванова, Светлана Климова, Марина Белогурова и Алексей Молодцов. Все они после увольнения зарегистрировались в своих местных центрах занятости населения и рассчитывали на пособие в размере трех четвертей от заработной платы. Но чиновники, ссылаясь на то, что их работодателями были индивидуальные предприниматели, а не организации, назначили минимальное пособие по безработице, ежемесячный размер которого до 2009 года составлял 781 руб., а в настоящее время -- 850 руб. А Татьяна Иванова на тех же основаниях потеряла право на досрочное оформление пенсии по старости. Человек же, потерявший работу в организации за два года до достижения пенсионного возраста, имеет такое право.
Такое отношение к себе заявители сочли дискриминацией, поскольку всю свою трудовую жизнь добросовестно выплачивали все налоги и сборы, а их работодатели регулярно переводили за них единый социальный налог. Адвокаты четверых безработных считают, что Трудовой кодекс давно установил равные права для всех работодателей -- и организаций, и индивидуальных предпринимателей. А федеральный закон содержит ограничения, поскольку есть слово "организация" -- между тем согласно Гражданскому кодексу организацией является только юридическое лицо, но не индивидуальный предприниматель. Существующая де-факто разница в правах уволенных нарушает основные статьи Конституции, говорят адвокаты. Юристы считают, что в законе «О занятости населения» должно стоять всеобъемлющее понятие "работодатель", исключающее любые споры.
В ходе заседания КС выяснилось, что в Государственную думу в ближайшее время будет внесен проект новой версии закона «О занятости населения» с поправками, устраняющими все подобные недочеты, и возможно, он даже будет принят до конца года. Представитель нижней палаты парламента в КС РФ Александр Харитонов, пытаясь защитить закон, заверил, что даже в существующей редакции проблемы с прочтением быть не должно. «Это произвол чиновников, который можно разрешить в обычном суде», -- заявил он. Полномочный представитель президента в КС РФ Михаил Кротов ходатайствовал об отложении дела до принятия нового закона.
Но у заявителей такое предложение вызвало протест и возмущение. Дело в том, что новая редакция документа, как предполагается, снимет все вопросы и проверка на конституционность уже будет не нужна, а без решения КС РФ безработные не смогут потребовать пересчета размера своих пособий. А для той же г-жи Ивановой это означает невозможность оформить пенсию и получить недоначисленные 50 тыс. рублей.
В итоге Конституционный суд отклонил ходатайство Михаила Кротова. Это решение поддержали представитель Совета Федерации в КС РФ Елена Виноградова и представитель Генеральной прокуратуры в КС РФ Татьяна Васильева. Вердикт КС по делу увольняемых работников индивидуальных предпринимателей, как ожидается, будет оглашен через месяц.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург