Время новостей
     N°184, 07 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.10.2009
Интернет залез в «НОС»
Новый литературный «тренд» пока определяют голосованием
На сайте литературной премии «Новая словесность» («НОС»), учрежденной фондом Михаила Прохорова, 21 сентября вывесили лонг-лист -- список из 30 произведений, которые жюри (Николай Сванидзе, Алексей Левинсон, Елена Фанайлова, Марк Липовецкий, Кирилл Кобрин, Владислав Толстов) сочло возможным допустить к дальнейшему соревнованию за звание лучшего и новаторского произведения российской словесности. Шорт-лист будет объявлен 4 ноября. А пока все желающие могут проголосовать за полюбившиеся им произведения. Ну и уже голосуют. Вот список пяти лидеров.

На первом месте с 522 баллами (цифры даны на момент писания текста, они меняются) первая бумажная книга сетевого автора Серафима «Записки ангела». На втором (519 баллов) -- единственный уже известный писатель Захар Прилепин с «Ботинками, полными горячей водки». На третьем (470) -- молодой писатель Валерий Айрапетян, армянин, живущий в России и описавший в небольшом опубликованном в журнале «Дружба народов» сочинении свои воспоминания о родне и о детстве, проведенном в Баку.

На четвертом (458) -- протеже Прилепина Вадим Демидов, музыкант и журналист, участник нижегородской группы «Хронотоп», о ранней поре которой он и поведал в своем дебютном романе «Сержант Пеппер, живы твои сыновья». И наконец, замыкает пятерку еще один дебют -- питерского филолога Андрея Аствацатурова. Роман внука Жирмунского, исследователя Элиота и Миллера «Люди в голом», вышедший этим летом с успехом, «не прогнозируемым издателями», и вошедший в топы продаж, набрал всего 311 баллов, но это куда более значительный результат, чем получился у таких маститых уже писателей, как Сорокин, Пелевин, Алешковский, Слаповский, не набравших и сотни.

В чем причина такой популярности никому или почти никому в литературном мире не известных авторов? Скорее всего дело не в качестве их произведений (вполне допускаю, что высоком, вошли же они в лонг-лист), а в том чудесном механизме, который задействован в голосовании. Отдать свой голос за Серафима, например, призывали блогеры и жэжисты, объявившие даже специальный флешмоб. Так называемая сетевая литература имеет явное преимущество, а именно хорошую интернет-мобильность своих сторонников, организованных не всегда по принципу литературных симпатий. Добро бы они еще читали тех писателей, за которых голосуют. А то окажется, что за Серафима из солидарности голосовали пользователи Сети, за Прилепина -- нацболы и другие политические радикалы, за Демидова -- музыканты, за Айрапетяна -- армяне, а за модного педагога Аствацатурова -- студенты...

Но как бы там ни было, нельзя не заметить, что все выделенные произведения (не оцениваю их литературных достоинств, пусть это делают эксперты-критики) объединяет одно качество -- это, в сущности, документальная, биографическая проза, причем проза не профессиональная, а нарочито любительская, спонтанная, дневниковая. И с этим феноменом, с которым уже столкнулись и в театре, и в кинематографе, придется иметь дело и жюри «НОСа», когда оно сначала будет решать, кого все-таки оставить в коротком списке, а потом в публичных дискуссиях отстаивать свою позицию. А в январе 2010-го мы узнаем, каким по их версии будет «новый тренд в современной художественной словесности на русском языке».

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Круг чтения