|
|
N°184, 07 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Игорь Шувалов очертил горизонт
Правительственная комиссия обсудила перспективы отечественного автопрома
Первый вице-премьер Игорь Шувалов вчера на заседании правительственной комиссии по обеспечению устойчивости развития российской экономики, рассматривавшей ситуацию в российском автопроме, поспешил успокоить: он заявил, что иностранные акционеры «АвтоВАЗа» -- концерн Renault -- согласился-таки помочь утопающему в волнах кризиса российскому автогиганту. Речь, по словам г-на Шувалова, идет о продолжении инвестиций и предоставлении необходимых российскому автопроизводителю технологий. «Представители Renault подтвердили, что предоставят всю необходимую информацию, опыт и персонал, займутся организацией работ по высвобождению персонала (на «АвтоВАЗе». -- Ред.)», -- сказал г-н Шувалов журналистам.
Самое главное, заметил г-н Шувалов, что в Renault подтвердили стратегический интерес к развитию «АвтоВАЗа». Впрочем, пока никому не известно, в каких объемах эта финансовая помощь будет оказана и, по некоторым данным, Renault просто был вынужден дать такие гарантии. Дело в том, что сейчас на рынке активно обсуждается возможность поиска для «АвтоВАЗа» нового партнера в лице Opel, в случае если Renault откажется от инвестиций в автопроизводителя. Активность этому процессу придала и недавняя информация о победе концерна Magna--Сбербанк в борьбе за немецкий актив General Motors -- Opel.
Впрочем, председатель правления Сбербанка Герман Греф вчера косвенно опроверг предположения о поиске нового партнера «АвтоВАЗу», заметив, что «такие компании, как Renault, не бросают слов на ветер». «На этом этапе очень важно, что они заявили о готовности инвестировать», -- сказал г-н Греф, напомнив, что французский концерн также переживает кризисные явления, связанные со спадом спроса.
«Нельзя обсуждать вопрос, захочет Renault инвестировать или нет, так как они уже потратили 1 млрд долл.», -- сказал глава Сбербанка Герман Греф. По словам г-на Шувалова, объем инвестиций французской стороны в «АвтоВАЗ» будет ясен после проведения «необходимой оценки». А правительство окажет финансовую помощь «АвтоВАЗу» только в совокупности с планами развития и модернизации предприятия, пояснил г-н Шувалов. Первый вице-премьер напомнил, что предприятию уже была предоставлена помощь в размере 25 млрд руб. в виде беспроцентной ссуды через госкорпорацию «Ростехнологии». В целом же на реализацию своей инвестпрограммы «АвтоВАЗ» рассчитывает потратить 80 млрд рублей.
Но, как отметил вчера г-н Шувалов, альянс «АвтоВАЗа» и Renault правительство рассматривает как один из центров отечественного машиностроения полного цикла. Вторым таким центром станет ГАЗ. Ставка в развитии российского автопрома будет сделана именно на эти два предприятия. Необходимые компаниям средства будут привлекаться через заемный капитал, в том числе с применением механизма госгарантий, уточнил первый вице-премьер.
По словам г-на Шувалова, суммарный долг предприятий российского автопрома составляет 100 млрд руб., и это «заставляет искать новые решения проблем». Правительство на своем заседании будет рассматривать планы по реструктуризации и модернизации предприятий отрасли, после чего «примет решение, в каком объеме этим предприятиям будет предоставлена финансовая поддержка», подчеркнул он.
Впрочем, как стало известно вчера, на помощь автогиганту готов прийти и Сбербанк. «Мы готовы будем участвовать в финансовом оздоровлении «АвтоВАЗа» после того, как нам будет представлен бизнес-план и программа реструктуризации. Пока мы его (бизнес-плана. -- Ред.) не имеем», -- сказал г-н Греф вчера журналистам. «Речь идет о том, чтобы «АвтоВАЗ» составил бизнес-план по выходу из кризиса, он будет проанализирован и представлен в правительство», -- отмечал ранее он. Упомянув о размере долга «АвтоВАЗа» перед банком, г-н Греф уточнил, что на Сбербанк приходится около одной четверти долга предприятия. А в начале сентября президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров сообщал, что банковский долг предприятия составляет 42 млрд рублей.
В то же время, как известно, недавно Сбербанк в партнерстве с канадским производителем автокомплектующих Magna были названы General Motors предпочтительными покупателями его немецкого актива Opel. И, как отметил вчера г-н Греф, канадцы рассматривают в качестве предприятий -- партнеров Opel пять российских автопроизводителей, тогда как ранее основной площадкой назывался Горьковский автозавод (ГАЗ). Представители Magna уже побывали на ГАЗе и «Иж-Авто» и теперь готовятся посетить российские предприятия GM (завод в Санкт-Петербурге и «GM-«АвтоВАЗ»), ТагАз и Sollers. С последними двумя уже обсуждаются проекты по развитию автокомпонентного производства. Впрочем, окончательная схема работы Opel в России будет ясна после закрытия сделки по покупке контрольного пакета немецкого автопроизводителя. А это, по словам главы Сбербанка, должно произойти в течение ближайших недель. «Сейчас на нашей стороне есть ряд вопросов», -- сказал он, уточнив, что Сбербанку предстоит согласование сделки с основным акционером -- ЦБ РФ.
В то же время, как известно, позавчера г-н Шувалов встречался с рядом иностранных автоконцернов, имеющих производства в России, и, комментируя итоги встречи, заметил, что все производители подтвердили заинтересованность в российском рынке, несмотря на снижение продаж в 2009 году до 1,39 млн машин. «Это вынуждает их корректировать свои планы, но они устраняться от конкуренции не собираются», -- сказал первый вице-премьер. В частности, на встрече обсуждались планы Ford и Toyota в России, которые подтвердили свои намерения, подчеркнул г-н Шувалов.
Правительство же со своей стороны до 2020 года выработает меры по развитию автопрома, в декабре документ будет рассмотрен на заседании. «В декабре мы подготовим материалы, которые будут рассмотрены на заседании правительства, наш горизонт -- до 2020 года», -- сказал он.
Комиссия вчера приняла решение о создании еще одной рабочей группы по развитию российского автопрома. Ее возглавят глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина и глава Минпромторга Виктор Христенко. А комиссия Игоря Шувалова вместе со Сбербанком и другими банками будет предлагать варианты оздоровления ситуации в автопроме, которые планируется обсудить на следующем заседании 10 ноября.
Продукция российского «АвтоВАЗа» -- автомобили под брендом Lada -- впервые за 20 лет стала лидером по темпам роста продаж в Германии, опередив по этому показателю автомобили Hyundai, FIAT и Volkswagen, сообщает BLOOMBERG со ссылкой на Federal Motor Vehicle Office. В этом году продажи автомобилей Lada в Германии выросли на 140%, до 3,99 тыс. машин, в то время как Volkswagen увеличил продажи лишь на 34%, реализовав 623 тыс. автомобилей. Российский бренд обогнал также корейского автопроизводителя Hyundai Motor и итальянский FIAT SpA, продажи которых увеличились на 118 и 97% соответственно. Причиной таких изменений, как полагают аналитики, стало принятие в Германии правительственной программы по обмену старых неэкономичных автомобилей на новые, включающей субсидии на приобретение новой машины. «Рост напрямую связан с этой программой», -- отметил представитель «АвтоВАЗа» в Германии Бернд Хаак. Он также добавил, что продажи уже превысили предыдущий рекорд -- 2,5 тыс. автомобилей, установленный в 2008 году. Благодаря данной программе стоимостью в 5 млрд евро продажи автомобилей в Германии выросли на 26% за восемь месяцев текущего года, в то время как в России они упали на 51%.
Ирина ЦЫРУЛЕВА