Время новостей
     N°183, 06 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.10.2009
Неликвидный завод
Премьер спасет "АвтоВАЗ" с помощью иностранных акционеров
Премьер-министр Владимир Путин вчера продолжил акцию по спасению «АвтоВАЗа». В прошлую пятницу, как писала газета "Время новостей", г-н Путин заявил, что платить по счетам должны и иностранные акционеры российского автогиганта -- альянс Renault-Nissan, который контролирует блокпакет «АвтоВАЗа». Он предупредил, что если Renault-Nissan не примет участия в финансировании завода, то его доля в автозаводе будет размыта. Вчера премьер несколько смягчил свою позицию: на встрече с руководством Renault он отметил, что государство готово взять на себя часть нагрузки по спасению автогиганта, но не допустит ликвидации «АвтоВАЗа».

«Если ничего не предпринимать, предприятие будет лихорадить, а потом оно может просто сойти с рынка и прекратить свое существование. Мы не можем этого допустить», -- сказал он на встрече с руководством и акционерами завода. «Мне бы очень хотелось, чтобы все акционеры приняли равнозначное, равноценное участие в этой работе, при этом все могут быть уверены в том, что правительство сделает все, что от нас зависит, чтобы обеспечить интересы всех акционеров», -- заявил г-н Путин. «Это касается и финансирования организованных работ, надеюсь, с перспективой возврата работников на новое производство», -- сказал г-н Путин, говоря о работах по временному контракту, которые планируется организовать для сокращаемых с «АвтоВАЗа». «Это касается финансирования и социальных объектов, которые мы и дальше готовы переводить на муниципальный, региональный уровень и отфинансировать часть (этих работ. -- Ред.) из федерального бюджета», -- сказал премьер. Также, по его словам, это касается финансового обеспечения российского акционера -- «Ростехнологий».

Одной из очередных задач Владимир Путин назвал создание собственного инжинирингового центра. «Я бы хотел, чтобы наши иностранные акционеры тоже по этому вопросу высказались», -- сказал он.

Впрочем, встречных предложений представителей Renault российский премьер вчера так и не услышал. Вице-президент Renault Кристиан Эстеф вчера в ходе совещания лишь отметил, что компания Renault является партнером «АвтоВАЗа» и его «главное желание -- остаться таковым наряду с другими партнерами». По его словам, решения управляющих «АвтоВАЗа», в том числе по оптимизации численности работников, «очень болезненные, но необходимые». «Но вы можете полагаться на компанию Renault, потому что мы чувствуем себя социально ответственными за то, что происходит на «АвтоВАЗе», -- заверил г-н Эстеф.

По словам же первого вице-премьера Игоря Шувалова, который вчера также провел встречу с руководством автоконцернов General Motors, Ford, Volkswagen, Toyota и Renault, завтра на правительственной комиссии будут рассматриваться потенциальные возможности по развитию российского автопрома. «После того как с российским участием был приобретен контрольный пакет в Opel, стало очень много разговоров, как Opel будет успешно развиваться, и мы решили, что в первую очередь надо будет обсудить перспективы «АвтоВАЗа», -- сказал г-н Шувалов. По его словам, «председатель правительства поручил разработать специальную программу в отношении Тольятти». Ожидается, что в четверг г-н Шувалов посетит «АвтоВАЗ» для решения проблем реструктуризации предприятия.

Госкорпорация «Ростехнологии», инвесткомпания «Тройка Диалог» и Renault-Nissan владеют по 25% плюс одна акция «АвтоВАЗа». Премьер Путин в прошлую пятницу напомнил, что российское правительство ранее выделило автогиганту первый транш кредита в 25 млрд руб., чтобы не размывать пакеты акционеров. Средства были внесены в качестве имущественного взноса в госкорпорацию «Ростехнологии», которая затем предоставила автопроизводителю беспроцентную ссуду на эту сумму. Теперь, по его словам, западные партнеры должны определиться: либо совместная поддержка автогиганта, либо размывание их пакета за счет новых госсубсидий, без которых автозаводу не выжить.

Акции «АвтоВАЗа» вчера утром взлетели более чем на 15% после призыва премьера к международному альянсу Renault-Nissan. Впрочем, по мнению г-на Путина, предварительно все же надо иметь план финансового оздоровления, технической модернизации и социального развития предприятия. «Считаю все эти направления одинаково важными», -- сказал вчера глава правительства.

Как известно, долг «АвтоВАЗа» банкам превысил на начало сентября более 42 млрд руб. Вместе с этим завод недавно запросил у правительства новой поддержки в размере 12 млрд руб. на выплату социальных обязательств перед сокращаемыми работниками. В сентябре «АвтоВАЗ» признал ранее опровергавшуюся информацию о планируемом увольнении 27,6 тыс. сотрудников из 102 тыс. работающих на предприятии.

Судьба работников «АвтоВАЗа», достигших пенсионного возраста, или же тех, кому до пенсии осталось еще два года, у г-на Путина, по его словам, не вызывает беспокойства, так как в соответствии с действующим законодательством эти люди имеют право на полное оформление пенсии. «А как быть с теми, кому, например, 57,5 года -- это для мужчин, или 52,5 года -- для женщин? Как будут обеспечены их интересы?» -- поинтересовался премьер у президента завода Игоря Комарова. А тот в свою очередь опять заверил, что «серьезных сокращений работников трудоспособного возраста не предполагается».

Сам г-н Путин считает необходимым привлечь к реструктуризации «АвтоВАЗа» профсоюзы. Для исправления ситуации на «АвтоВАЗе» профсоюз компании уже предложил мероприятия по сохранению кадрового состава, улучшению перспектив производственной программы и максимально полному сохранению налоговых поступлений в регион. Речь идет, в частности, о создании в Тольятти предприятия по выпуску автокомпонентов, помощи крупнейших акционеров, привлечении в регион больших федеральных корпораций. И, по словам председателя профсоюзной организации «АвтоВАЗа», члена совета директоров завода Николая Карагина, предложения предприятия «уже направлены в правительство». Завтра на правительственной комиссии, по его словам, планируется поднять вопрос о создании в Тольятти свободной экономической зоны (СЭЗ), что позволило бы обеспечить рабочими местами 25--30 тыс. человек. По словам г-на Карагина, на создание в Тольятти в рамках СЭЗ предприятия по выпуску автокомпонентов потребуется полтора-два года. Также «АвтоВАЗ» предлагает перевести в Тольятти ряд предприятий «Роскосмоса» и «Рособоронэкспорта». «Это те предприятия, которые в перспективе запланированы к выводу за пределы Москвы и Московской области, -- сказал г-н Карагин. -- В городском округе Тольятти есть и свободные площади, и все необходимые ресурсы». Что касается помощи акционеров, то ставка делается и на Renault. Г-н Карагин выразил надежду, что «компания поможет заводу в это непростое время». «Сейчас обсуждается вопрос об увеличении уставного капитала «АвтоВАЗа», -- сказал он. -- «Ростехнологии» предварительно подтвердили намерения по увеличению, Renault пока не отказалась, надеемся, что они согласятся».

Впрочем, как сообщила вчера французская газета Le Figaro, в Renault считают, что в нынешних условиях только россиянин может вывести «АвтоВАЗ» из кризиса. Помимо деликатной миссии по сокращению 27,6 тыс. рабочих мест в Тольятти новый директор, по словам главы Renault Карлоса Гона, должен «навести порядок» среди местных поставщиков, подход к делу которых не изменился с советских времен. По мнению издания, решение Renault инвестировать 1 млрд долл. в покупку блокпакета «АвтоВАЗа» обернулось для компании настоящим «кошмаром», ведь, пойдя на этот шаг полтора года назад, Renault рассчитывала повторить свои прошлые подвиги -- успешную реанимацию японской Nissan и румынской Dacia. Однако «русское пари, изначально представлявшееся рискованным, на деле оказалось для Renault куда сложнее», подчеркнуло издание. Цель придать новый импульс марке Lada за счет использования технической архитектуры Renault Logan на заводе в Тольятти оказалось Renault не под силу. Говорит ли это в пользу того, что Renault откажется от финансовых вливаний в завод, пока неясно.

Известно лишь, что сам «АвтоВАЗ», по словам его президента г-на Комарова, уже разработал антикризисный план, который предполагает «достаточно жесткие меры по сокращению расходов». Вчера стало известно, что своим акционерам «АвтоВАЗ» предлагает отказаться от выплаты дивидендов на ближайшие пять лет. Это положение следует из материалов завода, подготовленных для рассмотрения на заседании комиссии под председательством г-на Шувалова. В прошлом году компания также не выплачивала дивиденды.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром