|
|
N°183, 06 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Освободили одни, захватили другие»
Сухогруз Arctic Sea все еще не могут вернуть владельцу
Эпопея сухогруза Arctic Sea, минувшим летом захваченного пиратами, а потом освобожденного российскими военными в Атлантике, принимает все более затяжной и уже почти анекдотический характер. Для передачи судовладельцу его отбуксировали сначала к Канарским островам. Но представители РФ, Испании, Мальты (Arctic Sea ходит под флагом этого государства) и бизнесмены не смогли договориться о процедуре передачи сухогруза, и в заходе в порт ему было отказано. Тогда военные повели сухогруз в Средиземное море. Ожидалось, что корабль доставят в первоначальный пункт назначения -- алжирский порт Беджайя, где остающиеся на борту четверо членов экипажа наконец сойдут на берег. Однако, как стало известно «Времени новостей», этого не произошло -- по непонятным причинам Arctic Sea вскоре после прохода Гибралтара остановился в открытом море и вот уже неделю опять стоит на месте у берегов Марокко.
Все заинтересованные стороны перекладывают ответственность за сложившуюся ситуацию друг на друга, и никто не может сказать, когда же Arctic Sea зайдет хоть в какой-то порт, а моряки вернутся домой.
Arctic Sea, принадлежащий финской компании Solchart, но плавающий под флагом Мальты, 22 июля вышел из финского порта Пиетарсаари с грузом древесины, которую должен был доставить в Беджайю еще 4 августа. Команда судна состояла из 15 россиян из Архангельска. Но в назначенный день оно в порт не пришло, а попутно выяснилось, что еще 28 июля связь с сухогрузом была прервана. В результате международной поисковой операции сторожевой корабль «Ладный» ВМФ России 17 августа обнаружил судно у западных берегов Африки. Как выяснилось, еще 24 июля в Балтийском море к сухогрузу причалила лодка, с которой на борт поднялись восемь вооруженных людей. Они захватили судно, отключили связь и направили его на юг, вдоль африканского побережья.
После освобождения предполагаемые захватчики и 11 моряков сухогруза были доставлены в Москву, а капитан и три члена команды были оставлены на судне для «поддержания его жизнедеятельности». Басманный суд Москвы 26 августа арестовал сухогруз, и для его досмотра на Канарские острова вылетела бригада СКП. Следователям предстояло выяснить, был ли на борту корабля тайный груз оружия или наркотиков, о чем писала западная пресса. Ничего запрещенного найдено не было, тем не менее Artic Sea не смог зайти в порт Лас-Пальмас. Сначала заминку объясняли тем, что представители РФ, Испании, Мальты и судовладельца якобы не могут договориться о деталях передачи сухогруза и о том, кто должен оплачивать сопутствующие расходы.
Позже выяснилось, что власти Испании не дали разрешения на заход судна в свои воды в связи с тем, что на его борту оставались российские военные, и потому оно было идентифицировано не как торговое судно, а как объект, «контролируемый иностранными ВМС». После этого сухогруз вместе с буксирующим его спасательным судном «Алтай» и «Ладным» 24 сентября отправился в Средиземное море. Сообщалось, что 4 октября он придет в Беджайю, где корабль отремонтируют и заменят экипаж.
Однако, как сообщил вчера замглавы Solchart Arkhangelsk Иван Бойко, Artic Sea еще 30 сентября прошел Гибралтар, после чего вместе с судами сопровождения встал на якорь к востоку от пролива в море Альборан у берегов Марокко -- самой западной части Средиземного моря. В компании Sea не знают, из-за чего произошла остановка, когда и куда корабль будет направлен далее. Замглавы Solchart Arkhangelsk отметил, что российские власти продолжают хранить молчание и на контакт с компанией не выходят.
В свою очередь источник в Минобороны РФ заявил вчера, что никаких претензий к военным морякам в сложившейся ситуации быть не может. «Все вопросы, связанные с задержкой передачи судна нужно адресовать СКП. Мы лишь сопровождаем судно, оказываем ему техническую помощь, но никаких решений не принимаем», -- отметил источник. Он также сообщил, что можно предъявлять претензии и к судовладельцу, который, по его мнению, прилагает недостаточно усилий для разрешения ситуации.
Замглавы Северного регионального отделения Российского профсоюза моряков Сергей Портенко подтвердил, что судно после прохода Гибралтара по непонятным причинам остановилось. По его данным, родственники периодически созваниваются с остающимися на борту сухогруза членами экипажа, но из-за технических проблем сеансы связи непродолжительны и редки. По словам моряков, они обеспечены продовольствием, но по-прежнему ничего не знают о своей дальнейшей судьбе. По его мнению, очередная заминка с передачей судна объясняется тем, что судовладелец и МИД РФ по-прежнему не могут договориться обо всех формальностях.
Г-н Портенко уточнил, почему именно судно не смогли передать судовладельцу в Лас-Пальмасе. Испанские власти, по его данным, действительно отказались пускать сухогруз в порт из-за того, что на судне находятся российские военные. В свою очередь представители ВМФ заявляли, что готовы покинуть Arctic Sea, но только после того, как разрешение на вход в порт будет получено.
«Жены остающихся на борту сухогруза моряков уже грустно шутят, что судно освободили одни и тут же захватили другие. С просьбой поскорее вернуть домой их близких женщины обращались куда только можно», -- заявил г-н Портенко. А 4 октября отчаявшиеся жены моряков обратились с просьбой «срочно вернуть мужей домой, пока они еще живы», к премьеру Путину. В обращении они ссылаются на полученное еще 14 сентября письмо из СКП, в котором сообщается, что члены экипажа «после производства неотложных действий на судне будут направлены к постоянному месту жительства в Архангельск».
Анатолий КАРАВАЕВ