Время новостей
     N°183, 06 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.10.2009
Жесткая кредитная линия
Алексей Кудрин отказал в деньгах Белоруссии и Украине
Вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что Москва не даст Минску последний транш в 500 млн долл. из обещанных ранее 2 млрд. Заодно в кредите на 5 млрд долл. отказано и Украине. Обеим странам было рекомендовано обращаться в антикризисный фонд ЕврАзЭС или к Международному валютному фонду. Эксперты полагают, что столь жесткий демарш стал реакцией на резкий выпад президента Белоруссии Александра Лукашенко лично против премьер-министра Владимира Путина. А в самих российско-белорусских отношениях это мало что изменит.

Выступая в Минске в минувшую пятницу перед представителями российских региональных СМИ, президент Белоруссии Александр Лукашенко поделился с ними историей своих трудных взаимоотношений с Владимиром Путиным. По словам белорусского лидера, все началось в феврале 2004 года, когда в ответ на отказ Минска больше платить за российский газ поставки этого топлива в Белоруссию были прекращены.

На самом деле проблемы в российско-белорусских отношениях появились едва ли не с приходом Александра Лукашенко к власти в Белоруссии 15 лет назад. Тогда под лозунгами строительства единого союзного государства России и Белоруссии г-н Лукашенко фактически обеспечил своей стране условия, которые позволяли пользоваться всеми преимуществами нахождения в едином с Россией экономическом пространстве. При этом все дивиденды от этого доставались только Минску. Заместитель декана факультета мировой экономики и политики ГУ -- Высшей школы экономики Андрей Суздальцев оценивает общую сумму кредитных, финансово-ресурсных дотаций и преференций, которые получила Белоруссия от России в течение последних 15 лет, в 50 млрд долларов.

«Только в прошлом году Минск получил от Москвы преференций более чем на 11 млрд долл.», -- считает эксперт. При этом г-н Суздальцев обращает внимание, что «даже кредиты белорусская сторона возвращать не собирается, так как они в полном объеме зачисляются в золотовалютные резервы национального банка Белоруссии».

С приходом в Кремль Владимира Путина российское руководство попыталось изменить ситуацию, по сути предложив Минску альтернативу: либо Белоруссия входит в состав Российской Федерации, либо экономические связи между ними должны обрести логику взаимоотношений двух суверенных государств. Зимний кризис 2004 года стал только первой экономической войной между двумя странами. Затем были нефтяной, сахарный, мясной, молочный, транзитный и прочие таможенные конфликты. В минувшую пятницу г-н Лукашенко назвал все это «попытками Путина сорвать интеграционные взаимоотношения между Россией и Белоруссией». Он в очередной раз посоветовал российским властям не бороться с дешевым белорусским импортом, а «разобраться со своими посредниками, которые поднимают цены на российскую продукцию».

Реакция Москвы не заставила себя ждать. Всего за день до намеченного на вторник приезда в российскую столицу белорусского премьера Сергея Сидорского, который в очередной раз собирался вести переговоры о предоставлении Минску последних 500 млн долл. из обещанного кредита, российский министр финансов Алексей Кудрин предупредил, что денег Белоруссия не получит. «Пока мы не рассматриваем продолжение кредита Белоруссии. На двусторонней основе не предоставим», -- заявил г-н Кудрин. Ранее он объяснял задержку с выделением последней порции предоставленного в конце прошлого года кредита необходимостью «тщательной оценки перспектив возврата этих средств» белорусской стороной. Вчера Алексей Кудрин еще раз предложил «не забегать вперед» в оценках эффективности проводимых в Белоруссии экономических преобразований. В свою очередь, г-н Лукашенко не раз открыто заявлял, что в обмен на эти деньги от него требуют признания независимости Абхазии и Южной Осетии.

Рекомендации обратиться в МВФ вряд ли устроят белорусскую сторону. Сотрудничество Минска с этой международной организацией идет трудно, так как от белорусского руководства постоянно требуют изменения внутренней экономической политики в сторону либерализации. Переадресацию потенциальных заемщиков в структуры ЕврАзЭС можно было бы воспринять как стремление Москвы вдохнуть жизнь в интеграционные процессы на пространстве СНГ, придать реальный вес и наполнение созданным здесь интеграционным структурам. Но, например, Украина в отличие от Белоруссии вообще не может рассчитывать на антикризисный фонд ЕврАзЭС, так как не является членом этой организации, имея лишь статус наблюдателя, и не подписывала соглашения о создании антикризисного фонда.

К слову, созданный в феврале этого года антикризисный фонд ЕврАзЭС так и не начал свою деятельность. Как сообщила «Времени новостей» руководитель департамента бюджетной, налоговой политики и валютно-финансовых отношений секретариата ЕврАзЭС Елена Парфененко, «соглашение о создании антикризисного фонда до сих пор ратифицировала только Россия».

На неработоспособность антикризисного фонда ЕврАзЭС обращает внимание и белорусская сторона. В понедельник министр финансов Белоруссии Андрей Харковец заявил агентству Интерфакс-Запад, что «на сегодняшний день этот фонд еще не работает, поскольку не завершены внутригосударственные процедуры стран -- участниц этого фонда, не сформированы в достаточном объеме его ресурсы и не существует формализованной процедуры работы с фондом».

Одновременно с отказом Минску Алексей Кудрин заявил, что Россия не сможет выделить кредит в 5 млрд долл. Украине. Андрей Суздальцев из ГУ-ВШЭ обращает внимание, что буквально через несколько мгновений г-н Кудрин сообщил о готовности России предоставить кредиты Болгарии и Сербии. По мнению эксперта, это было сделано намеренно: «Мы готовим русло для нашего обходного газового потока».

«Российское руководство понимает безнадежность и бесперспективность договориться с политическими классами Украины и Белоруссии, -- уверен г-н Суздальцев. -- Наши партнеры в Киеве и Минске никогда не пойдут с нами на честные соглашения. И не из-за того, что там сидят какие-то злодеи. Просто они видят в России единственный источник ресурсов и возможность соответствующим образом позиционировать себя в Европе. Они вынуждены использовать транзит, наши энергетические возможности для поддержания собственного суверенитета и независимости».

Директор Института политических исследований, депутат Госдумы Сергей Марков также не видит ничего необычного в очередных демаршах Москвы и Минска. По его мнению, «каждая из сторон пытается максимизировать свою выгоду, идет нормальный процесс торга». При этом он уверен: «Россия как лидер союза с Белоруссией обязана поддерживать экономику Белоруссии. Но она пытается сделать это с наименьшим ущербом для себя». «У России и Белоруссии как стран, отчужденных от процесса формирования единой Европы, есть очевидное тяготение к единству, -- считает политолог. -- Но политических договоренностей о распределении ролей, в т.ч. между президентами, об эмиссионном центре и многом другом, пока нет. Идет тяжелейший переговорный процесс, во время которого могут быть срывы».

Сергей Марков уверен, что главное противостояние проходит не по линии Лукашенко--Путин, а между белорусским президентом и российским министром финансов: «Образовалась какая-то вендетта между Лукашенко и Кудриным, который уверен, что не нужно интегрироваться с авторитарной антизападной Белоруссией, поскольку это осложнит России интеграцию в мировую экономику». «Раз уж у них не сложились отношения, может быть, перепоручить финансовые вопросы наших двусторонних отношений другому министру», -- предлагает политолог. Но Алексей Кудрин перепоручать договоренности с Лукашенко явно никому не собирается. Управлять антикризисным фондом ЕврАзЭС будет совет министров финансов стран-участниц под председательством министра финансов России.

Андрей СУСАРОВ
//  читайте тему  //  Россия и Белоруссия