Россия еще 30 апреля подписала с Абхазией и Южной Осетией соглашения о совместных усилиях по охране государственной границы этих республик. Размещение там российских пограничников началось тогда же, весной, но впереди еще много работы. О ней обозревателю «Времени новостей» Елене СУПОНИНОЙ рассказал в Сухуми 47-летний генерал-майор Юрий ЗВИРЫК, начальник пограничного управления пограничной службы ФСБ России в Абхазии.-- Какие задачи стоят перед российскими пограничниками в Абхазии?-- Во-первых, это территориальная нерушимость государственной границы Республики Абхазия. Также создание благоприятных условий для экономического процветания этой страны. И, естественно, создание безопасных условий для рубежей Российской Федерации. Наиболее актуально это в период подготовки и проведения в России зимних Олимпийских игр 2014 года.
Экономически и в кадровом отношении Абхазия в полном масштабе не могла обеспечить надежную охрану границы. Здесь осуществлялось незаконное пересечение госграницы, в том числе бандгруппами. Была и контрабанда, которая подрывает экономическую мощь государства. Нередки были случаи контрабанды оружия и наркотических средств, которые могли попасть, да и попадали на территорию Российской Федерации.
-- Вы уже покончили с этим?-- Развитие пограничного управления продолжается. Идет строительство военных городков, инженерно-технических сооружений, обеспечивающих надежность охраны границы. Мы еще не достигли стопроцентной отдачи. Завершение строительства пограничного управления в Абхазии намечено на 2011 год.
-- В вашем ведении и морская граница. Что будете делать с грузинскими кораблями, которые захватывают зарубежные торговые суда с грузами для Абхазии?-- Захваты происходят в нейтральных водах, так что это своего рода пиратство, осуществляемое грузинской стороной. Будет выработан комплекс мероприятий силового и политического характера, которые позволят урезонить их и прекратить эти неправомерные действия.
-- Вы могли бы пояснить на более доступном языке?-- Мы будем обеспечивать безопасность прохода кораблей. Причем не только мы, но и Черноморский флот тоже.
-- Это, может, даже будет конвоирование?-- Ну, если доступным языком сказать, то, может, это будет и конвоирование. Будем охранять определенные участки морской акватории, через которые будут проходить мирные суда намеченными курсами.
-- То есть наши военные корабли будут патрулировать эту зону?-- Да, можно и так сказать.
-- И что же они предпримут, если грузинский корабль пойдет на захват торгового судна?-- Думаю, ничего и предпринимать не нужно будет. Само присутствие наших силовых структур в море не позволит грузинской стороне так себя вести.
-- Юрий Дмитриевич, какова численность российских пограничников в Абхазии сейчас и сколько планируется? Российские ответственные лица уже заявляли, что речь идет где-то о тысяче человек.-- Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что чуть больше тысячи. В планах -- дальнейшее развитие и увеличение численности до той штатной структуры, о которой мы договаривались с руководством Республики Абхазия в канун ввода пограничного управления этой весной. Ну, скажем, это порядка полутора тысяч человек.
-- Как с вами взаимодействуют абхазские пограничники? Насколько они подготовлены?-- Здесь был и есть пограничный отряд Республики Абхазия. Сейчас они выполняют поставленную задачу ограниченно. Мы с 15 июля приняли государственную границу под свою непосредственную охрану. Однако, выполняя подписанное 30 апреля межправительственное соглашение, мы совместно осуществляем охрану пунктов пропуска. То есть пропуск граждан в Абхазию и из нее осуществляем вместе с абхазскими пограничниками. Это мы делаем сообща. Абхазские пограничники пройдут подготовку в наших высших учебных заведениях. Мы будем продолжать обучение и здесь, на местах, то есть будем помогать повышать их профессиональное мастерство. Чтобы со временем они принимали охрану абхазских рубежей на себя.
-- Министры иностранных дел России и Абхазии -- Сергей Лавров и Сергей Шамба -- подписали в Сухуми 2 октября соглашение о безвизовых поездках наших граждан. Но ведь известно, что и раньше россияне ездили в Абхазию без виз, а у многих абхазов есть российские загранпаспорта. Что меняет это соглашение?-- Все это теперь будет оформлено законодательно, будет иметь правовую основу. На сегодня вопрос паспортизации населения Абхазии идет тяжело. Между тем бывают срочные вопросы, например экстренного вывоза больных в Краснодар, в Ростов. Есть ученики, которые поступили в высшие учебные заведения на территории России. Но у многих паспорта абхазского образца, что было недостаточно для пересечения границы. Ведь не все граждане Абхазии успели получить российские загранпаспорта. Теперь же, после соглашения о безвизовом проезде, будут определены те документы, по которым также можно будет пересекать границу.
-- Ходят слухи, что абхазы смогут пользоваться при этом своими внутренними паспортами?-- Почему бы и нет, если это будет узаконено на межправительственном уровне.
-- На российско-абхазской границе нередко бывают очереди, особенно в курортный период. Такая ситуация сохранится?-- Нет. Мы уже провели несколько совещаний с представителями всех тех ведомств, от которых зависит сокращение очередей на пунктах пропуска. Работа ведется. Очереди сократятся.
-- Как долго задержатся здесь российские пограничники? Олимпиада в Сочи пройдет в 2014 году, то есть пограничники останутся на пять лет минимум. А максимум?-- Межправительственное соглашение определяет первый срок в пять лет. В дальнейшем по мере необходимости мы будем либо продолжать осуществлять свои задачи, либо, если абхазская сторона будет готова, передадим им функцию охраны границы.
-- Нужны ли вам здесь международные наблюдатели? В Грузии они работают и теперь добиваются допуска в Абхазию и Южную Осетию.-- Для сотрудников пограничного управления ФСБ России международные наблюдатели не нужны, но в то же время они не стали бы нам помехой. Решение об этом -- политическое. Правительство Абхазии будет решать, насколько им это нужно.
-- Как ведут себя грузины на сухопутной границе с Абхазией?-- Достаточно корректно и выдержанно в отношении и российских пограничников, и местного населения. Но при этом они не хотят показать, что это уже государственная граница. Они пограничную охрану не осуществляют. Они охраняют свои приграничные районы войсковыми и полицейскими подразделениями. Но, думаю, со временем разум возобладает над амбициями.