Время новостей
     N°183, 06 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.10.2009
Премия на старость
Нобелевский комитет "забыл" отметить российского геронтолога
За революционное открытие, описывающее механизм старения клеток и обещающее прорыв в борьбе с онкологическими заболеваниями, Шведская академия в Стокгольме отметила вчера трех биологов из США -- первых победителей стартовавшей Нобелевской недели. Успех планетарного масштаба и сумму в 10 млн шведских крон (около 1 млн евро) в номинации «медицина и физиология» поделят Элизабет Блекберн, профессор биологии и физиологии университета Калифорнии в Сан-Франциско, Кэрол Грейдер, в прошлом аспирантка г-жи Блекберн, а ныне профессор кафедры молекулярной биологии и генетики школы медицины университета Джонса Хопкинса, и Джек Шостак, представитель Гарвардской медицинской школы в Бостоне. В принципе мировое научное сообщество не удивилось их победе: все лауреаты -- заслуженные ученые. Однако российские биологи считают, что право на часть премии имел известный геронтолог Алексей Оловников. Наш соотечественник еще в 1971 году выдвинул гипотезу, истинность которой позже и доказали на практике заокеанские исследователи.

В сообщении Каролинского медицинского института говорится, что работы Блекберн, Грейдер и Шостака оказали большое влияние на других исследователей и расширили их представления о механизме работы клеток, процессов старения человека, развития раковых заболеваний. О том, что первопроходцем в этой области знаний стоит считать и ведущего научного сотрудника Института биохимической физики РАН Алексея Оловникова, «Времени новостей» напомнил академик и декан факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ Владимир Скулачев.

Именно Оловников, как утверждает его учитель, буквально «на кончике карандаша», что считается в молекулярной биологии уникальным случаем, доказал возможность «достройки» концов хромосомы ДНК в клетках с практически неограниченной способностью деления. Ранее американский биолог Леонард Хейфлик доказал, что большинство клеток живых организмов могут делиться не более 50--60 раз. После этого «предела Хейфлика» -- максимально возможного количества делений -- клетка стареет. Но вот молекулярный механизм этого явления не был до конца понятен.

Алексей Оловников в начале 70-х годов предположил, что гибель клеток связана с укорочением теломер -- концевых участков хромосом, защищающих ее. При каждом делении теломеры становятся короче, и в конце концов клетка погибает. Происходит так называемый апоптоз в одной отдельно взятой клетке. Чем больше клеток покончит с собой, тем их меньше останется в органе, а значит, он будет хуже работать. Так и происходит старение. Исследователи из США, удостоенные премии, уже в 80-е экспериментально доказали справедливость таких предположений. Также к их заслугам можно отнести открытие фермента теломераза, который может формировать новые теломеры. Этот фермент работает только в некоторых стволовых, эмбриональных и в раковых клетках. Но уже этого достаточно для того, чтобы назвать открытие фундаментальным.

Владимир Скулачев подчеркнул, что это открытие даст толчок дальнейшим исследованиям и будет полезно в практической медицине, в частности в лечении рака и даже при попытке приостановить старение. Конечно, еще нужны дальнейшие исследования для выявления реального клинического потенциала открытия.

Не оспаривая заслуг американцев, академик Скулачев отмечает, что россиянин незаслуженно забыт. «Это несправедливо особенно потому, что премию дали троим -- не только самой Блекберн, но и ее ученикам», -- говорит он. Владимир Скулачев утверждает, что и сам выдвигал в этом году кандидатуру Оловникова, и «еще ряд людей его выдвигали, но Нобелевский комитет все не замечал».

Сам первооткрыватель никаких комментариев не дает. Академик Скулачев заметил, что его бывший студент в целом очень скромный человек и рекламировать свое открытие ему несвойственно. «Он до сих пор кандидат наук, -- замечает г-н Скулачев. -- Он считает, что время надо тратить на науку, а не на докторскую. Это его принцип».

Дарья ЛУГАНСКАЯ