|
|
N°148, 17 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дядя Федор и Шарик проживают в Самаре
А вовсе не в Простоквашине
Известный детский писатель Эдуард Успенский не сумел отстоять свое право на использование имен и изображений героев своих книг -- Дяди Федора и собаки Шарика из знаменитой повести про Простоквашино. Он пытался отсудить их у самарской сети фотомагазинов «Дядя Федор», однако апелляционная палата Роспатента решила оставить эти товарные знаки в собственности самарцев.
Сеть магазинов «Дядя Федор» возникла в Самаре три года назад и сразу же начала эксплуатировать имидж героев известного мультфильма. Эмблемой фирмы стал пес Шарик с фоторужьем. По набережным города в качестве рекламной кампании бегали одетые в костюм собаки люди (правда, они не лаяли, а фотографировали детей). За короткое время фирма стала одним из лидеров городского рынка фотоуслуг.
Зимой 1999 года Эдуард Успенский прислал самарцам письмо с уведомлением: название «Дядя Федор» и изображение собаки с фоторужьем являются его интеллектуальной собственностью. И предложил владельцам фирмы обсудить вопрос ее использования. Аналогичный случай ранее произошел в Екатеринбурге, где существует сеть магазинов под объединенной маркой «Матроскин». С ее владельцами Успенскому удалось договориться мирно.
А вот в Самаре писателю не повезло. Дело в том, что товарный знак «Дядя Федор» был зарегистрирован самарцами еще в 1999 году, тогда же Российское авторское общество зарегистрировало авторское описание «Программы деятельности фирмы в области рекламы». В этой программе оговаривалось использование сочетания «Дядя Федор» и символа собаки с фоторужьем. Самому же Успенскому директор фирмы Олег Федоров сообщил: назвали фирму так, поскольку в детстве его самого звали «Дядя Федор». А собака с фоторужьем не имеет никакого отношения к истории в Простоквашине, а больше похожа на героев Диснея. И вообще нет никакого одинакового изображения «Шарика» -- в нескольких вариантах издания книги «Дядя Федор, Пес и Кот» он выглядит по-разному. Успенский привел Федорову свои доводы -- писатель посчитал, что его герои общеизвестны (в отличие от г-на Федорова и его детского прозвища).
Самарская сторона не восприняла эти доводы, и Успенский подал жалобу в апелляционную палату Роспатента, требуя признать ошибочной регистрацию товарного знака «Дядя Федор» самарской фирмой. По всей видимости, писатель был так уверен в своей победе, что не пришел лично и не прислал никого из своих представителей на разбирательства. И в итоге проиграл, поскольку во внимание были приняты доводы именно самарцев. У Эдуарда Успенского остается возможность опротестовать это решение.
Дмитрий СУРЬЯНИНОВ, Самара