|
|
N°183, 06 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свобода или нефть
Вацлав Гавел рассказал о старой мечте и новых угрозах
Германия готовится отметить 20-летие падения в 1989 году Берлинской стены. Канцлер Ангела Меркель собирается в начале ноября посетить США и выступить перед конгрессменами с речью о германском единстве. В Берлине на том месте, где прежде высилась стена, выложат двухкилометровую цепочку из огромных костяшек домино -- ее обрушат в день торжества 9 ноября. А в минувшую субботу немцы праздновали 19-ю годовщину объединения страны -- День германского единства. 3 октября 1990 года земли, входившие в состав социалистической Восточной Германии, присоединились к ФРГ.
В преддверии торжеств на днях Берлин посетил экс-президент Чехии Вацлав Гавел, которому вчера исполнилось 73 года. Он был главой государства с 1989 по 2003 год, еще во времена социализма прославился как литератор и диссидент. Воспоминания о событиях 1989 года звучали на его встрече со старым другом -- 89-летним Рихардом фон Вайцзеккером, занимавшим пост президента ФРГ в 1984--1994 годах. Германское общество внешней политики пригласило Гавела и фон Вайцзеккера на вечер «1989--2009: 20 лет свободы».
Падению Берлинской стены предшествовали драматические события лета -- осени 1989 года. Воспользовавшись возможностью отправиться в отпуск в Венгрию или Чехословакию, тысячи жителей ГДР ринулись в эти страны, чтобы оттуда перебраться на Запад. 10 сентября 1989 года венгерские власти при молчаливом согласии Москвы открыли для них границу с Австрией.
Меньше повезло тем, кто отправился в тогдашнюю Чехословакию, где граница все еще была на замке. Отчаявшиеся люди штурмовали ограду западногерманского посольства и остались на его территории в надежде на выезд в ФРГ. К концу сентября 1989-го во дворе посольства собралось свыше 13 тыс. восточных немцев. Они жили в палатках, санитарные условия были ужасными.
30 сентября на балкон здания посольства в сопровождении Вацлава Гавела вышел тогдашний глава МИД ФРГ Ганс Дитрих Геншер, который объявил: «Сегодня я пришел к вам, чтобы вам сказать, что сегодня ваш выезд...» Эта фраза осталась незавершенной -- ее конец заглушили ликующие возгласы многотысячной толпы. Позднее Геншер вспоминал, что отправился в Прагу, потому что был «своим» для беглецов из Восточной Германии: «Я также покинул свою родину в ГДР. Мне были понятны их опасения. Они мне доверяли, когда я им сказал, что с ними ничего не случится».
Подводя итог прошедших после того дня двух десятилетий, г-н Гавел подчеркнул, что «чешская мечта быть в Европе» сбылась. Реальное воплощение чаяний пражской весны 1968-го и «бархатной революции» 1989-го началось в январе 1990 года. Тогда новый президент Чехословакии Вацлав Гавел обозначил смену внешнеполитических приоритетов, отправившись в первую загранпоездку не в СССР, а в ФРГ. Ответный визит немецкого президента фон Вайцзеккера на берега Влтавы носил иной исторический подтекст. Визит пришелся на 15 марта -- это день вступления войск гитлеровского вермахта в Прагу в 1939 году.
Двадцать лет свободы мало что изменили в критическом отношении Гавела к России. Говоря об опасностях для Европы, он указал на «авторитарные режимы» в восточной части континента -- там якобы существуют «тенденции появления новых форм авторитарных правительств, пользующихся изощренными средствами». Формально, считает Гавел, все проходит демократично, с парламентом, выборами и партиями, «однако при этом существуют структуры, в которых завязаны спецслужбы, олигархи и полиция». Он предостерег Западную Европу и «старые демократии» от опасности обмена «свободы на нефть».
Юрий ШПАКОВ, Берлин