|
|
N°101, 07 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Буш ответил за базар
Российская экономика признана рыночной
Символическая, но тем не менее победа одержана Владимиром Путиным. Вчера он поговорил по телефону с Джорджем Бушем-младшим, и в ходе беседы тот сообщил: строгий министр торговли США Дон Эванс с минуты на минуту объявит о том, что Вашингтон признает российскую экономику рыночной.
Пустячок, но приятно. В том, что признание США рыночного статуса экономики России, строго говоря, следует относить к разряду приятных пустячков, не позволяет сомневаться и сдержанный комментарий честного министра экономики Германа Грефа, который назвал событие «неким знаком и символом в отношении признания тех реформ, которые происходят в России». А также быстро подсчитал в уме цену вопроса: примерно 1,5 млрд долларов за товары, до сих пор подвергавшиеся антидемпинговым ограничениям в США. «Для российских предприятий это означает большие возможности по выходу на американский рынок, для населения России это означает создание новых рабочих мест, для российской экономики это означает новые возможности и новое производство внутреннего валового продукта», -- сообщил министр, ответственный за экономические реформы. А Михаил Касьянов счел возможным отметить, что испытал «огромное удовлетворение», получив сообщение о мудром решении Вашингтона.
Что именно означает доброжелательный жест американских властей, давно уже разъяснили широкой общественности специалисты: все и ничего. Все -- потому что политические сигналы, исходящие из администрации Соединенных Штатов Америки, по умолчанию признаваемых последней супердержавой, обладают самым большим удельным весом в мировой политике. Ничего -- потому что вступление во Всемирную торговую организацию, к которому давно стремится Россия, требует проведения успешных двусторонних переговоров с каждым из 144 ее членов. Членами ВТО сегодня, кроме России, не являются: Алжир, Камбоджа, Казахстан, Армения, Азербайджан, Ливан, Саудовская Аравия, Сейшелы, Украина, Вьетнам, Кабо-Верде (далее в том же духе), а последние вступившие в ВТО - Литва, Молдова, Китай и Тайвань.
Положительный ответ Буша на неоднократный твердый запрос Путина вкупе с обещанием Евросоюза также вот-вот признать рыночный статус российской экономики «без выполнения специальных условий российской стороной» означают, пожалуй, что Запад готов представить себе, что день, когда Россия станет членом ВТО, наступит еще при жизни нынешних западных лидеров. Впрочем, младшему Бушу было относительно легко подарить другу Путину подарок в виде признания рыночного статуса за путинской экономикой, потому что США не является основным торговым партером России, и связывающие эти две страны экономические отношения в большой мере не рынок, предполагающий конкуренцию, а базар, подразумевающий торг. Вот Буш и ответил за базар: пообещал и сделал. Большой вопрос, настроены ли столь же конструктивно азиатские и восточноевропейские соседи России, которые, в отличие от нее, уже приняты в ВТО. Они-то как раз и могут составить своего рода пятую колонну во всемирном торговом клубе: ближайшие друзья и даже бывшие составные части советской России - от Китая (у которого вступление в ВТО заняло 10 лет напряженных переговоров) до стран Балтики (от которых вряд ли стоит ждать конструктивных позиций на переговорах с Россией о чем бы то ни было).
Так что те, кто станет предостерегать Россию от преждевременной эйфории, будут абсолютно правы. Учитывая стартовую разницу, например, с дружественным Китаем, не то что двух, а и четырех сроков Путина может не хватить на завершение процесса вступления России в ВТО. Но, если вдуматься, ВТО сама по себе - сущий пустяк. Главное, что процесс пошел. И, как говорил незабвенный герой незабвенного кино про Буратино: «Еще сорок ведер - и ключик у нас в руках!».
Татьяна МАЛКИНА