|
|
N°101, 07 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В поисках государственности
Генпрокуратура нашла новый повод назвать сотрудника Центробанка чиновником и обвиняемым
Новое скандальное развитие получил на днях конфликт Генпрокуратуры и ЦБ РФ по поводу судьбы замначальника главного управления Центробанка по Москве Александра Алексеева. Подчиненные г-на Устинова обвиняли его в превышении должностных полномочий при выдаче Центробанком после дефолта 1998 года стабилизационного кредита банку СБС-Агро, 5,8 млрд рублей из которого бесследно пропали. Однако Замоскворецкий суд столицы 20 мая г-на Алексеева полностью оправдал, вообще не усмотрев в той истории признаков преступления. Служители Фемиды согласились с доводами подсудимого и представителей Центробанка о том, что ЦБ не является государственной структурой, а поэтому его сотрудники, в том числе и г-н Алексеев, не госслужащие. Соответственно он не мог превысить должностных полномочий, поскольку таковыми не наделен. Убедить суд в обратном сторона обвинения тогда не смогла, но теперь Генпрокуратура получила, по словам ее представителей, новое «убойное» подтверждение своей правоты, свидетельствующее о «государственной сущности» Центробанка. Оказалось, что на днях в законную силу вступило постановление председателя Высшего арбитражного суда РФ, который (совершенно безотносительно к делу г-на Алексеева) признал все-таки Банк России органом госвласти, причем по настоянию самого же ЦБ РФ. Узнав об этом, Генпрокуратура сразу подала в Мосгорсуд дополнительный кассационный протест на приговор Александру Алексееву, в котором воспроизвела решение арбитражного суда.
По данным Генпрокуратуры, проблемы у СБС-Агро на самом деле начались еще за несколько месяцев до кризиса августа 1998 года. ЦБ (тогда еще под руководством Сергея Дубинина) пытался как-то исправить ситуацию, но сталкивался с жестким противостоянием представителей СБС-Агро. Более того, когда сразу после дефолта ЦБ ввел в тонувшем банке временную администрацию, СБС оспорил это решение в суде Калмыкии. В результате временную администрацию убрали, а ситуация продолжала ухудшаться, и, как следует из материалов дела, из банка начали уводиться активы. Только за сентябрь 1998 года СБС-Агро предоставил другим банкам, преимущественно нерезидентам, кредитов на 89% больше, чем в обычные, докризисные, времена. И когда СБС попросил у ЦБ (еще при Сергее Дубинине) кредит, ему было отказано.
Вновь СБС-Агро обратился в ЦБ за кредитом после того, как Центробанк возглавил уже Виктор Геращенко. 2 октября 1998 года по этому поводу состоялось совещание совета директоров ЦБ. Докладчиком на нем выступал как раз г-н Алексеев, которого планировали сделать временным управляющим СБС. После долгих совещаний представители ЦБ четырьмя голосами «за» при трех «против» приняли решение выдать СБС сроком на 1 год 7,4 млрд рублей. При этом руководству СБС-Агро был поставлен ряд жестких условий. Помощь ему могла поступить только после того, как СБС передаст в залог Центробанку 75% голосующих акций, план своего оздоровления (санации), поручительства о возврате кредита от глав российских регионов, а руководящие посты в коммерческом банке займут кандидатуры, рекомендованные ЦБ. Следить за всем этим было поручено ГУ ЦБ по Москве, а именно г-ну Алексееву.
Уже 28 октября г-н Алексеев открыл СБС-Агро кредитную линию, и вскоре банку поступили первые 2,5 млрд рублей. Но, как выяснили следователи, на тот момент СБС так и не выполнил большинства своих обязательств. По данным Генпрокуратуры, передача акций в залог надлежащим образом оформлена не была, план санации СБС-Агро ЦБ России не утвердил. Более того, г-н Алексеев от имени ЦБ заключил с главами регионов РФ договоры поручительства за кредит для СБС, позже признанные недействительными. При подписании этих бумаг не были точно указаны условия, при которых губернаторы обязаны расплатиться по долгам СБС. По данным Генпрокуратуры, такие поручительства согласно постановлению Высшего арбитражного суда от 1994 года считаются «незаключенными». В договорах не было прописано и то, что власти регионов заложат в свои бюджеты графики оплаты Центробанку сумм, выделенных СБС, а следовательно, никаких реальных гарантий возврата кредита субъекты РФ не представили. Поэтому когда ЦБ стал требовать от губернаторов расчета по кредитам СБС, они оспорили это в судах и выиграли большинство процессов.
Главным же нарушением, как считают в Генпрокуратуре, стало то, что человек, рекомендованный ЦБ на должность председателя совета директоров СБС, Юрий Трушин, занял этот пост только в ноябре 1998 года, когда большая часть транша в 2,5 млрд рублей уже была истрачена прежними руководителями СБС. Согласно материалам следствия, именно в этот период, несмотря на вливание от ЦБ, уставный капитал СБС-Агро из-за вывода активов уменьшился на 55%.
Первыми тревогу в ситуации с СБС-Агро забили члены Совета Федерации, попросившие Счетную палату проверить расходование кредитов для СБС. Ревизоры передали свои отчеты в Генпрокуратуру, и по факту увода активов СБС возбудили уголовное дело, которое из-за сложности расследуется до сих пор. Из него было выделено другое, попроще, в отношении г-на Алексеева.
Главным камнем преткновения на состоявшемся над г-ном Алексеевым процессе стал вопрос о статусе Центробанка и его сотрудников. Представители ЦБ и защита г-на Алексеева утверждали, что Банк России -- структура негосударственная, г-н Алексеев не является должностным лицом, а следовательно, по определению не мог превысить должностных полномочий. Как утверждалось на процессе, ЦБ никакого ущерба от выдачи кредита СБС не понес (возврат пропавших миллиардов по мировому соглашению был отсрочен на 20 лет). К тому же деньги, переданные СБС-Агро Центробанком, как настаивали представители последнего, тоже государственными считать нельзя. В результате г-н Алексеев был оправдан.
Генпрокуратура сразу это решение опротестовала и привела «расширенную» аргументацию госпринадлежности ЦБ РФ. В подтверждение этого следователи привели постановление Верховного совета РФ от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев...». В нем четко указано, что среди прочих объектов к федеральной собственности относится «Государственная казна РФ» (частью которой являются и «средства Центрального банка России»). Следовательно, полагают в Генпрокуратуре, СБС получил все же госденьги. К тому же, по мнению следователей, малоубедительны и заявления о том, что ЦБ не понес ущерба. Зачем тогда Банк России требовал через суды выплаты по долгам СБС от глав регионов? Доводы эти выглядят хоть и логичными, но все же дают повод для теоретического спора: по закону «О ЦБ РФ», Центробанк не несет ответственности по долгам государства и наоборот. Именно это противоречие и использовала на суде защита г-на Алексеева.
Однако в прошедший понедельник следователи представили в Мосгорсуд еще один «козырь». Дело в том, что ЦБ на днях неожиданно сам признал себя госструктурой. Как выяснилось, одновременно с процессом по делу Алексеева в Высшем арбитражном суде шло другое, сугубо хозяйственное разбирательство. Еще несколько лет назад ЦБ начал тяжбу в судах разных инстанций с требованием освободить его от уплаты земельного налога. Делал это ЦБ на основании п. 14 ст. 12 закона «О плате за землю», где говорится, что от уплаты налога освобождаются «земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления». В постановлении председателя Высшего арбитражного суда г-на Яковлева говорится: «По мнению ЦБ, он, его учрежденные структуры вправе претендовать на льготу по уплате земельного налога, поскольку Банк России относится к органам государственной власти. Указанный довод является обоснованным». В результате ЦБ и освободили от налога. И теперь, как полагают в Генпрокуратуре, самому г-ну Алексееву, да и вообще руководству ЦБ РФ, уже сложно будет настаивать, что они не являются должностными лицами, ведь арбитражная тяжба ЦБ началась задолго до процесса над г-ном Алексеевым.
Александр ШВАРЕВ