|
|
N°182, 05 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рост не по уму
Эксперты раскритиковали бюджет-2010 за отсутствие программ развития
Представители экспертного сообщества обсудили бюджет на следующий год с точки зрения его антикризисной составляющей. Общий вывод не внушает излишнего оптимизма: макроэкономическая стабильность нам худо-бедно обеспечена, но вот прорывных программ развития пока не видно.
Дискуссию открыл руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, констатировавший, что «как только цены на нефть упали, дефицит бюджета оказался гораздо больше, чем можно было себе представить»: «Дефицит 6,8% на 2009 год -- это больше, чем может себе позволить экономика, претендующая на быстрое развитие».
В перспективе, по прогнозу аналитика, средства Резервного фонда придется пускать не только на покрытие выпадающих нефтегазовых доходов, но и на замещение доходов, сократившихся в связи с падением производства. «На финансирование дефицита бюджета будут уходить ресурсы, которые могли бы пойти на инвестиции», -- вздохнул г-н Гурвич, добавив, что проблема усугубляется решением об увеличении пенсий, которое было принято накануне кризиса и не подвергалось пересмотру. А это приведет к сокращению расходов на развитие.
В защиту пенсионеров мягко высказался главный экономист Дойче-банка Ярослав Лисоволик: «Это абсолютно правомерно, уровень жизни пенсионеров не соответствует уровню страны, претендующей на ведущую роль в мировой экономике». Однако он тут же напомнил об издержках такой политики: «Инфляционный эффект от социальных расходов в два раза выше инфляционного эффекта от расходов, направленных в инвестиционную сферу».
Правда, профессор Российской экономической школы Олег Замулин заверил коллег, что «расходы не приведут к большой инфляции» в связи с жесткой денежной политикой: «В течение предыдущих лет денежная масса росла на 50% в год, а сейчас произошло ее сжатие на 10%. С этим во многом связано падение ВВП. Из-за этого и 0% инфляции в сентябре -- денежная масса остается дефицитной. Так что не надо бояться увеличивать госрасходы из страха перед инфляцией».
Но наиболее критичным в своих оценках оказался президент Российской финансовой корпорации Андрей Нечаев. Дефицит бюджета не очень пугает эксперта, занимавшего должность министра экономики России в 1992--1993 годах. «У нас дефицит бюджета был 30% ВВП, вот это было болезненно, а 6,8% -- да можно просто завидовать господину Кудрину доброй и белой завистью!» -- пошутил он. А вот ситуация с расходами г-на Нечаева беспокоит. Он опроверг заявление министра финансов Алексея Кудрина о том, что все расходы в бюджете-2010 сохраняются на уровне текущего года: «С поправкой на инфляцию, которая составит как минимум 11%, реальные расходы бюджета сократятся на 10%, причем их распределение с точки зрения перспектив посткризисного развития вызывает недоумение».
Аналитик напомнил о базовых тезисах правительственной программы: модернизация экономики, переход к инновационной экономике знаний. «На практике расходы на правоохранительные органы резко растут, на органы безопасности выделяется на 25 млрд руб. больше, а вот траты на науку снижены на 13 млрд, на образование и здравоохранение снижены, -- перечислял Андрей Нечаев. -- Расходы на инновационные федеральные целевые программы, если отбросить в сторону программы, которых в текущем году не было, остаются на уровне 2009 года с поправкой на инфляцию».
«Структура расходов не обеспечивает приоритетов антикризисной политики», -- резюмировал эксперт. И привел в качестве положительного примера США, где резко растут расходы на науку и образование: «Вот там ребята действительно понимают, что кризис -- это время инвестировать в человеческий капитал». А в нашем бюджете, по мнению главного экономиста национального банка «Траст» Евгения Надоршина, основная задача -- восстановить макроэкономические показатели. «Это бюджет не развития, а роста. Свою роль по стимулированию экономики мы сводим к созданию условий для того, чтобы нас заводили извне».
А между тем зарубежные соседи и конкуренты не дремлют. «Китайская и американская экономики выйдут из кризиса более конкурентоспособными и обновленными, -- предсказал Андрей Нечаев. -- А мы останемся поставщиком сырья, даже еще более уязвимым, потому что конкуренты будут сокращать спрос на наше сырье».
Впрочем, хорошим знаком можно считать уже то, что эксперты не сомневаются в выполнимости бюджета-2010 и даже надеются на дополнительные нефтегазовые доходы -- заложенная в основу бюджета цена на нефть кажется им чересчур пессимистичной. К тому же, как отметил г-н Лисоволик, «бюджет не волшебная палочка», и задачу диверсификации экономики нельзя решить за счет одного только бюджета. Для этого к процессу должен подключиться и частный сектор.
Наталья РОЖКОВА