|
|
N°182, 05 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Снова в круге первом?..
Начало сезона более всего, пожалуй, запомнилось не очередным вбросом в эфир энного количества развлекательных проектов типа «Достояние республики», «Минута славы», «Ледниковый период», «Большие гонки» и т.д., но могучим пропагандистским залпом в сторону Запада по поводу двух дат -- заключения пакта Риббентропа--Молотова и начала второй мировой войны.
В «залпе» я бы выделил «выстрел» НТВ «Коктейль Молотова». Авторы объяснили, что в неудачах первых месяцев войны виноват Троцкий, что нечего стесняться морального аспекта советско-германского договора (это было в какой-то степени свойственно советскому агитпропу). Они просто довели до сведения зрителей, что вторую мировую войну спровоцировали Штаты в интересах неких сил. Видимо, сионистских. Один из «экспертов» о бедном ефрейторе замолвил слово. Мол, автора книги «Майн кампф» не так поняли из-за неточного перевода. Славян Гитлер не считал «недочеловеками». Более точный перевод -- «менее творческие человеки». А вот евреи, они действительно изначально античеловеки и враги человечества.
Вот с каким антисемитским привкусом получился коктейль в этом фильме. После этого можно было не удивляться всем остальным «документальным» фильмам на эту тему. Как можно было бы не удивляться проступившей в вестибюле станции метро «Курская» строчке «Нас вырастил Сталин на верность...», победе профессиональных патриотов над антисоветской шашлычной, травле журналиста Александра Подрабинека. Тем более что последняя сильно отдает тем же антисемитизмом.
В порядке комментария ко всему этому бреду стоит вспомнить занимательный и поучительный сериал Эдварда Радзинского «Снимается кино». Там есть рассказ о пьесе без слов, где группу людей арестовывают, обносят колючей проволокой, и они ходят по кругу год, другой, десятый... Однажды колючую ограду сносят, а они продолжают ходить по тому же кругу -- кто по привычке, кто из страха, кто по идейным соображениям...
Нынче железной проволоки нет, а многие по-прежнему ходят по кругу.
По кругу ходит и премия «ТЭФИ».
Прогрессивная общественность опять бьет тревогу по поводу цензурирования каких-то фрагментов церемонии. Но посмотрите на результаты голосования. Ну, я предполагал, что они будут позорными. Но чтобы настолько...
Чтобы в такой некогда престижной номинации, как «Художественный сериал», бились за «Орфея» криминальная штамповка "След" и столь же малохудожественные «Ранетки».
Чтобы в номинациях "Художественный телефильм" две статуэтки получил "Мой муж -- гений", картина, которая вообще находится за гранью представлений об искусстве...
Наконец, чтобы сама телеакадемия ТЭФИ, претендующая называться общенациональной, оказалась самоцензурированной более чем наполовину...
Такая «ТЭФИ» обнажила безрадостную картину сегодняшнего ТВ, которое за последние несколько лет так скособочило в развлекательную сторону, что за ней очень трудно разглядеть что-то другое.
Хотя, если постараться, то можно отыскать интересные диалоги на канале «Культура» в программах «Тем временем» и «Апокриф». Были хорошие телефильмы. Один -- посвященный юбилею Нины Ургант -- Кирилла Набутова. Другой -- воспоминание о «Большой выставке» Владимира Мелетина. Можно было бы похвалить «Первый» за цикл «Встречи со зрителями», если бы не ощущение, что это клон «Линии жизни» канала «Культура».
Но самая большая удача сентября -- авторский цикл Анатолия Смелянского «Михаил Чехов. Чувство целого». Это кино про то самое чувство, которого недостает ни тем, кто руководит телевидением, ни тем, кто его оценивает.
Юрий БОГОМОЛОВ, «Российская газета»