|
|
N°181, 02 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слово президента
Глава Туркмении хочет «справедливую и гибкую формулу цены на газ»
Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов, вернувшись из Нью-Йорка, где он принимал участие в 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, а также провел переговоры с госсекретарем США Хиллари Клинтон и топ-менеджерами крупнейших американских нефтегазовых компаний, выступил на впервые организованной в стране пресс-конференции для туркменских СМИ и аккредитованных иностранных журналистов. Естественно, на ней не было острых или незапланированных вопросов, но ряд ответов главы государства заслуживает внимания.
В частности, в ходе общения с представителями прессы он заявил о необходимости «определить справедливую и гибкую формулу цены на газ». Эта позиция полностью соответствует официально объявленным договоренностям, которые были достигнуты в ходе последнего визита в Ашхабад российского президента Дмитрия Медведева в середине сентября. Однако следует отметить, они не выполняются. Переговоры между «Газпромом» и «Туркменгазом» о возобновлении поставок туркменского газа так и не начались, хотя г-н Бердымухамедов анонсировал их «на ближайшие дни». В российском концерне не говорят, когда должна состояться встреча, а источник «Времени новостей» в Туркмении утверждает, что главу компании Алексея Миллера там не ждут. Решения о ценах и других условиях поставок в Ашхабаде принимаются только на высшем уровне, и туркменский президент, очевидно, не готов больше торговаться с руководством «Газпрома».
Ситуация же на рынке сбыта газа такова («Газпром» ожидает снижения собственной добычи на 15% и экспорта на 25%), что Кремль и Белый дом не имеют острой нужды проявлять политическую волю в вопросе закупок туркменского топлива, а кроме того, не располагают финансовыми возможностями, чтобы продолжать делать г-ну Бердымухамедову драгоценные уступки, как это было в первом квартале этого года. В январе--марте «Газпром» покупал туркменский газ по 375 долл. за тысячу кубометров, при том что Украина, которая была традиционным рынком сбыта для топлива из Средней Азии, получала его по 360 долл. И к тому же, ссылаясь на кризис, закупила у «Газпрома» гораздо меньше, чем он приобрел у «Туркменгаза» (2,5 млрд против 10,5 млрд кубометром).
В апреле российский концерн прекратил покупать необоснованно дорогой туркменский газ. К тому же в самом конце марта Гурбангулы Бердымухамедов приезжал в Москву и отказался, во-первых, снизить цену (хотя во втором квартале «Газпром» продавал газ в Европе по 330--350 долл.), во-вторых, предоставить гарантии отказа от поставок газа в ЕС в обход России.
«Газпром» теперь будет ждать улучшения ситуации на рынках. А туркменский лидер -- завершения строительство первой нитки нового газопровода в Китай, который фактически лишит «Газпром» монополии на импорт газа из этой страны. В середине сентября г-н Бердымухамедов пригласил на церемонию открытия трубы в декабре главу КНР Ху Цзиньтао, а позавчера в телефонном разговоре с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым обсуждал ход строительства трубы (которая пройдет по узбекской и казахской территориям) и программу декабрьских торжеств. Впрочем, по информации «Времени новостей», физические поставки газа все-таки начнутся позднее. В Туркмении еще не началось строительство участка газопровода под Амударьей, а также не решен вопрос с оборудованием по очистке и осушке топлива.
«В стабильных поставках туркменского газа сегодня заинтересованы такие великие державы, как Россия и Китай, а также страны Западной Европы», -- заявил вчера президент Туркмении, подчеркивая будущее равноправие этих направлений экспорта. Ближе к декабрю Москве и Пекину предстоят переговоры с Ашхабадом по «справедливой и гибкой формуле цены» на следующий год. При этом контакты с компаниями и политиками из стран Западной Европы и США должны по идее нарастать, чтобы создать у имеющихся сейчас клиентов ощущение цейтнота.
Г-н Бердымухамедов после возвращения из Соединенных Штатов ожидаемо смягчил позицию по отношению к Азербайджану. О поставках в Европу в обход России нельзя и думать до урегулирования каспийского территориального спора между Ашхабадом и Баку. При посредничестве Вашингтона в 2007--2008 годах в этом направлении был достигнут определенный прогресс, возобновился диалог, встречи на высшем уровне. Но этим летом туркменский лидер поручил профильным ведомствам подготовить документы для обращения в международные суды. «Мы будем продолжать дипломатический диалог с Азербайджаном, -- пообещал он вчера. -- Решение вопроса о спорных месторождениях на Каспии не будет влиять на дипломатические взаимоотношения Туркмении и Азербайджана. Исконно мы были, есть и будем с Азербайджаном братьями».
Алексей ГРИВАЧ