|
|
N°182, 05 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Для мигрантов всегда кризис"
Представители диаспор и чиновники обменялись взаимными претензиями
В Петербурге в конце минувшей недели ситуацию с трудовыми мигрантами обсуждали сразу на нескольких официальных встречах -- в антидискриминационном центре «Мемориал» и в информационном агентстве «Росбалт». Ситуация с привлечением иностранной рабочей силы в регионе по-прежнему сложная: острая нехватка трудовых ресурсов остается, официальные квоты, выделенные на год, до сих пор выбраны примерно на 60%, однако при этом организации по защите прав мигрантов говорят, что людей либо не берут на работу, либо постоянно обманывают -- не выплачивают зарплату, не предоставляют жилья и социальной защиты.
На «круглый стол» по проблемам защиты прав мигрантов, который провел антидискриминационный центр «Мемориал», пришли не только представители власти, но и руководители национальных диаспор, генеральных консульств, юристы, правозащитники. По словам начальника УФМС по Петербургу и Ленинградской области Елены Дунаевой, эта ситуация не так сложна и угрожающа, как ее рисуют СМИ, и дискриминации иностранных граждан у нас нет. Она напомнила, что сегодня в Россию может приехать любой гражданин стран СНГ, с которыми у нас установлен безвизовый режим. Но каждый из них должен в трехдневный срок встать на миграционный учет -- и не потому что это дискриминация, а потому что этого требует для иностранных граждан закон. Чтобы встать на учет, иностранный гражданин должен иметь принимающую сторону -- либо юридическое, либо физическое лицо. А у почти 90% мигрантов, по словам г-жи Дунаевой, такой принимающей стороны нет и, приезжая, человек изначально не знает, где он будет жить, каким образом устроится на работу.
Правда, даже официально оформленные документы (регистрация и разрешение на работу) не ограждают гастарбайтеров от проблем. Только в августе этого года УФМС провело несколько проверок на питерском заводе «Красный треугольник» -- в помещениях бывшего «резинового» производства находятся сейчас несколько десятков фирм, некоторые из которых используют труд мигрантов. Формальных нарушений миграционного закона там нет: 170 граждан Узбекистана поставлены на учет по месту нахождения юридического лица -- ООО «Петрошина», они имеют разрешения на работу, живут и работают там же. Условия труда и быта, как выявили проверки, совершенно нечеловеческие, но люди все равно соглашаются работать.
"Чья это проблема -- только тех, кто находится на страже закона? Не уверена, -- говорит Елена Дунаева. -- С одной стороны, у нас есть контролирующая функция, и мы проверяем. Но ведь здесь остается принимающая сторона -- организация, которая поставила их на миграционный учет. И в первую очередь надо предъявлять требования к этой организации, чтобы, принимая на работу мигрантов, это юридическое лицо вкладывало деньги в создание им условий. Но это требует расходов, а работодатели не хотят тратиться на прием мигрантов".
Вторая проблема, которую обозначило УФМС, это поддельные разрешения на работу: среди посредников на рынке труда Петербурга и Ленинградской области огромное количество фирм, которые выдают такие разрешения, причем за очень приличные суммы. Эти подделки заканчиваются тем, что мигранты приезжают, собрав последние деньги, а здесь получают поддельные документы и не могут устроиться на работу. Но даже если устраиваются, при первой же проверке встает вопрос о привлечении гражданина к административной ответственности, а затем либо штраф, либо депортация. После чего по закону въезд на территорию России ему закрыт на последующие пять лет.
По мнению г-жи Дунаевой, это нормальная реакция государства на нарушение его законов. Чиновница сослалась на данные управления внутренних дел Санкт-Петербурга, согласно которым количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, составляет 2,2% от общего числа. Что, по мнению УФМС, и является главной причиной негативного отношения россиян к приезжим рабочим.
Эту же тему развил Олег Лосев, исполняющий обязанности заместителя начальника ОРЧ-6 Главного управления внутренних дел по Петербургу и Ленинградской области. По его словам, преступность иностранцев в городе, несмотря на кризис, не выросла, осталась на уровне прошлого года, за что надо благодарить национальные диаспоры.
Отвечая на вопрос, почему в официальных сводках ГУВД случаи нападений на выходцев из Азии или Кавказа, о которых сообщают правозащитники и пресса, практически не фигурируют, г-н Лосев назвал две причины. Во-первых, граждане сами не жалуются -- чаще всего потому что являются нелегалами. Во-вторых, по его словам, мигранты часто обманывают милицию: говорят, что на них напали, а на самом деле подрались между собой. В результате милиция просто не фиксирует эти происшествия. И показатели преступлений в отношении мигрантов оказываются «белыми и пушистыми».
Услышав заявления представителей УФМС и милиции, глава узбекской диаспоры Санкт-Петербурга Алиджан Хайдаров печально усмехнулся: "Конечно, мигранты сами виноваты!" «Нет, -- политкорректно поправила его Елена Дунаева, -- все мы вместе виноваты!»
«Проблема в том, что работодатель обманывает, не платит деньги, а человеку надо кушать, арендовать жилье! -- возмутился г-н Хайдаров. -- Что ему делать?»
По словам Дамира Хамзина, руководителя движения «За зарплату!», преступлений, которые совершаются в отношении иностранных граждан, гораздо больше, чем фиксируется. Потому что в основном это связано с невыплатой заработной платы. По словам Александра Кротова, главного государственного инспектора труда в Петербурге, выступавшего на встрече в «Росбалте», проверки показывают, что действительно случаи невыплаты зарплат, в том числе и иностранным рабочим, -- явление в регионе очень распространенное: только за 2009 год инспекция добилась восстановления зарплат на сумму 87 млн руб., оштрафовала десятки работодателей. Но проводить такие проверки официальные органы могут лишь в отношении легальных организаций, а самая большая проблема трудовой миграции сегодня -- использование нелегального труда.
Как считают многие правозащитники, использование нелегального труда провоцирует российское законодательство -- точнее, существование квот.
"Квоты выглядят как нелепость -- у нас открытые границы, люди едут на работу, при этом существует ограничение на работу, -- говорит Елена Буртина, сотрудник комитета «Гражданское содействие». -- Это выглядит как логическое противоречие. Надо отдавать себе отчет, что значительная часть нашего бизнеса очень заинтересована в использовании иностранной рабочей силы, находящейся на нелегальном положении. Потому что использовать труд нелегала гораздо выгоднее, проще, дешевле, чем труд иностранца, оформленного по закону".
Но чиновники держатся за квоты намертво. Как пояснила главный специалист отдела трудовой миграции комитета по труду и занятости Петербурга Елена Груша, квоты нужны для контроля и планирования, они гибкие и могут меняться в зависимости от экономической ситуации, от кризисов и подъемов.
"Для мигрантов всегда кризис, им и раньше не платили, их раньше обманывали, -- сделал горькое заключение Мирали Шералиев, генеральный директор Центра всесторонней поддержки мигрантов. -- Все, что нам говорили власти города и области, мы сделали. Но из того, что мы предлагали государству, не сделано ничего. Я предлагаю, чтобы в таких «круглых столах» принимали участие международные организации. Для зарубежных организаций это дикость, когда милиционер у какого-то мигранта, у которого еще нет крыши над головой, требует деньги! Если бы был международный резонанс, это бы дало эффект".
Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург