Время новостей
     N°181, 02 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.10.2009
Кто-то слишком много ест
Столичные эксперты обнаружили в России кризис перепотребления и невозможность инновационной экономики
На очередном заседании клуба «4 ноября» его участники призвали власти сменить приоритеты и указали на несколько главных направлений прорыва, по которым следует двигаться российскому государству для выхода из кризиса. Ими оказались дороги и малоэтажное жилье -- то есть направления, по которым мы вроде бы пытались идти и до кризиса. Поэтому участники назвали еще и конкретных виновников того, что движение оказалось бегом на месте.

На воротах, за которыми находилось здание, где должны были собраться члены клуба «4 ноября», висел лист бумаги с крупно написанным названием темы заседания: «Куда и как выходить из кризиса?». А ниже почему-то была жирная стрелка, указывающая на вход в расположенное рядом отделение коммерческого банка. Как стало понятно уже в ходе заседания, искать выход из кризиса там было бы совершенно бессмысленно.

Мероприятие началось с презентации писателем Михаилом Веллером своей новой книги «Легенды Арбата». Он сразу предупредил, что «книга не имеет никакого отношения к кризису, но может вызвать веселое настроение». «Никакие великие вещи невозможно делать с мрачным лицом и плохим настроением. Настроение должно быть позитивное», -- задал тон присутствующим писатель. Выступление автора с фрагментом из произведения было настолько фееричным, что ошарашенный ведущий клуба, директор Института общественного проектирования и главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев предложил «следующее заседание клуба провести в сумасшедшем доме». На это г-н Веллер тут же выразил готовность обеспечить выступающих. На что в свою очередь г-н Фадеев сказал: «У нас своих хватает».

Начавшая основную часть заседания шеф-редактор медиахолдинга «Эксперт» Татьяна Гурова поддержала оптимизм мероприятия, провозгласив окончание кризиса. Методом аналогии с развитием кризиса 1998 года, когда «промежуток между стартом падения и стабилизацией, началом позитивной динамики составлял девять-десять месяцев», она предсказала стадию роста промышленного производства на два квартала следующего года. «Совместное противофазное движение процентных ставок по кредитам, т.е. цены денег, и ставок реального капитала, т.е. нормы отдачи на капитал, привело к тому, что цена денег еще находится выше нормы отдачи на капитал, но последний показатель начал расти. После того как норма отдачи на капитал превысит цену денег, можно рассчитывать на инвестиционный подъем, уверенность в завтрашнем дне, -- утверждает экономист и тут же предупреждает: -- Весной следующего года после отскока (капитала. -- Ред.) будет пауза. Но в этот момент будет снята неопределенность, и большому количеству игроков станет понятно, какие хозяйственные планы сегодня являются реалистичными и куда необходимо направлять инвестиции».

По словам Татьяны Гуровой, после дефолта спасительными для России стали инвестиции в нефтегазовый сектор. Сейчас эти направления могут быть самыми неожиданными. Эксперт обратила внимание на то, что даже при продолжающемся падении розничного рынка у нас есть совершенно неосвоенные ниши внутреннего спроса. Так, переход инвестиционной активности в более низкие ценовые сегменты уже привел к очевидному подъему давно «лежавшей» отечественной легкой промышленности.

По мнению г-жи Гуровой, если мы будем требовать от власти стимулировать существовавшую структуру спроса, а не дадим ей измениться под действием кризиса, то нет смысла рассчитывать на инновации. Другими точками роста должны стать крупные жилищные и инфраструктурные проекты. «Вроде бы даже деньги уже есть на это. Не хватает технологии расчета себестоимости таких проектов, -- полагает экономист. -- Как мне кажется, к следующему деловому сезону такие методики расчетов будут созданы и реализация проектов станет возможной». «Невиданно оптимистичный взгляд на происходящее», -- прокомментировал выступление коллеги г-н Фадеев.

Председатель совета директоров ГК «Инвестконсалт», директор Института Восточной Европы Александр Погорельский всячески поддержал идею изменения нынешней структуры спроса. «Это кризис перепотребления, а мы пытаемся залить его деньгами», -- сокрушался эксперт. В частности, по его мнению, усилия властей по поддержке отечественного производителя как раз и направлены на укрепление стандартов традиционного потребительского общества, исчерпавшего свои ресурсы развития. В то же время он обратил внимание, что «спрос упал значительно меньше, чем снизился уровень доходов населения», и призвал этим воспользоваться для «экспортно-ориентированного импортозамещения».

Но при этом г-н Погорельский уверен, что «миру нужна новая экологичная модель потребления». В частности, одной из таких точек прорыва, способных привлечь масштабные иностранные инвестиции, могли бы стать новые экогорода рядом с мегаполисами. Нужно только «заставить государственные банки держать в подобных проектах не менее 10% своих кредитных ресурсов», а места застройки сделать «зонами с ограниченной коррупцией», под веселый шум в зале завершил свое выступление не чуждый девелоперской сфере г-н Погорельский.

Высокие экологичные планы жестко опустил на землю научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Он обратил внимание на такой парадокс: у самой большой территориально страны мира нет земли под жилищное строительство. По его мнению, так происходит только из-за того, что у нас нет дорог. «Мы их не строим и не собираемся строить», -- заявил эксперт. Причем дороги строиться должны «не для перевозочного бизнеса», не для развития экономики и не в интересах промышленности, а для обывателя. В противном случае «вся приличная публика новых экогородов по выезде из них встанет в пробку». «Единственная национальная программа, которая имела бы смысл, -- это строительство дорог», -- заключил специалист-дорожник.

Президент Фонда поддержки законодательных инициатив Григорий Томчин уверен, что сдерживает дорожное строительство в России существующая нормативная и законодательная база. Это она приводит к тому, что «километр дорог у нас, например, по расчетам Минтранса для ЦКАД, стоит 30 млн долл., а в Китае -- 3,5 млн долл.». Неудивительно, что там последние десять лет ежегодно строят по 7 тыс. км широкополосных магистралей. У нас же это строительство практически не ведется.

Старший партнер ГК «Минфин» Александр Волков призвал присутствующих спуститься еще ниже и выступил резко против правительственной инновационной модели. По его мнению, о каких-то высоких инновациях в нынешнем состоянии российской экономики нет смысла даже говорить. Нужно попытаться воспользоваться хотя бы преимуществами, которые дает сырьевая отрасль. «Нам должно быть стыдно за экспорт кругляка и сырой нефти, -- полагает г-н Волков. -- Надо вернуть в страну хотя бы второй передел».

С ним не согласился первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Андрей Кокошин. «У нас уже сейчас есть целый ряд секторов, конкретных предприятий в электронике, в области биотехнологий, наноматериалов, в авиа- и ракетостроении, которые могут быть инновационными центрами развития, -- уверен депутат. -- Но их развитием надо заниматься в ручном режиме». В том числе «нужен здоровый лоббизм, протекционистские меры» при продвижении их продукции на мировой рынок. В частности, он уверен, что «восстановление отечественного машиностроения будет базироваться на использовании силового лазера».

Умиротворяющее выступление Андрея Кокошина не помогло снизить нарастающий градус дискуссии. К концу заседания участники клуба «4 ноября» окончательно перешли на личности. Откликаясь на призыв президента Дмитрия Медведева, они указали на конкретных чиновников, мешающих развитию России, выходу ее из кризиса. Ими оказались министр транспорта Игорь Левитин, заместитель министра регионального развития Сергей Круглик... и ликвидированный в прошлом году «Росстрой».

Андрей СУСАРОВ
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис