|
|
N°101, 07 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Цзян помнит «чудное мгновенье»
Лирические встречи на берегах Невы
Как известно, среди всех российских городов иностранцы больше всего любят Санкт-Петербург. Теперь любить его стало еще и престижно -- ведь это родина президента России. Понятно, что Владимир Путин просто не мог отказать председателю КНР Цзян Цзэминю в его желании снова увидеться с партнерами по Шанхайской организации сотрудничества именно в Санкт-Петербурге.
Уже вчера вечером главы всех шести государств -- членов ШОС собрались на берегах Невы. Прилетевший днем ранее Цзян Цзэминь приобщился в четверг к сокровищам отечественной культуры в Русском музее и в Царском Селе. Пребывание в Лицее так воодушевило председателя КНР, что он прочитал собравшимся стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Сегодня утром президент Путин ждет высоких гостей в Петергофе, где встречей в узком составе откроется седьмой саммит ШОС. Председатель Цзян Цзэминь, президенты Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана Нурсултан Назарбаев, Аскар Акаев, Эмомали Рахмонов и Ислам Каримов прибудут туда в сопровождении министров иностранных дел. Все они, за исключением г-на Каримова, только два дня назад расстались друг с другом в Алма-Ате, где не успели остыть от обсуждения с другими лидерами Азии путей обустройства большого «азиатского дома» от Палестины до Харбина -- там хозяином совещания был казахстанский президент.
В Питере соберется более узкий кружок, связанный общей, бывшей советско-китайской границей. Именно многолетние пограничные переговоры между Москвой и Пекином, к которым потом пришлось подключиться столицам новообразовавшихся центральноазиатских суверенов, стали предтечей Шанхайской организации. Два года назад к ней присоединился Узбекистан. Сегодня ШОС намерена преобразоваться в строго организованную структуру -- будет принята хартия, основной уставный документ ШОС. Это даст возможность зарегистрировать «шанхайскую шестерку» в ООН в качестве региональной организации. Кроме того, в Санкт-Петербурге готова к подписанию Политическая декларация и соглашение о создании Региональной антитеррористической структуры (РАТС). Секретариат ШОС будет расположен в Пекине, а штаб РАТС -- в столице Киргизии Бишкеке.
Несмотря на очевидную военную составляющую ШОС в виде антитеррористического центра, члены организации рассматривают ее, по словам г-на Путина, «в качестве механизма обеспечения безопасности и сотрудничества в Азии». «ШОС не военный блок, а открытая организация», -- заявил российский президент в интервью главному китайскому официозу «Жэньминь жибао». Не стоит ожидать, что нынешний саммит откроет путь к быстрому приему в ШОС новых членов. Узбекистан успел пройти эту процедуру с минимумом формальностей еще до принятия хартии, которая обставит расширение организации рядом условий. Некоторое время назад среди желающих примкнуть к ШОС называли Монголию и Пакистан. Против приема последнего выступил Таджикистан -- в то время в Афганистане царствовали талибы, Пакистан же рассматривался как их основной союзник.
Примечательно, что зарубежные наблюдатели видят в питерском саммите ШОС лишь одну важную проблему -- удастся ли Владимиру Путину успокоить Цзян Цзэминя, встревоженного стремительным дрейфом России в сторону Запада. Судя по всему, российский лидер решил избрать тактику «вовлечения»: не опровергая важности изменений, произошедших в отношениях Москвы с Вашингтоном и НАТО, Путин зовет Цзян Цзэминя не замыкаться в самоизоляции и присоединиться к глобальной «дуге стабильности» от Китая через Россию до Атлантики. В интервью «Жэньминь жибао» Путин отдал должное «огромному весу, значению и роли КНР не только в Азии, но и во всем мире».
После встречи в Петергофе президенты совершат сегодня краткую прогулку на теплоходе, а затем прибудут в Санкт-Петербург, где в Мраморном дворце состоится пленарное заседание с участием членов их делегаций. После торжественного приема вечером большинство президентов улетят домой. Пару дней назад предполагалось, что четверо из них -- президенты Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана -- по пути домой встретятся в казахстанском Актау (бывший порт Шевченко на берегу Каспия), чтобы провести там саммит Центрально-азиатского сообщества (ЦАС). Однако в последний момент от идеи пришлось отказаться. Казахстанские организаторы, видимо, изрядно уставшие от проведения саммита СВМДА в Алма-Ате, сослались на неготовность итогового коммюнике «четверки». Можно предположить, что лидеры слегка утомились от непрерывного общения друг с другом, да и дома, видимо, накопились дела.
Аркадий ДУБНОВ, Санкт-Петербург, Александр ТИМОФЕЕВ