|
|
N°101, 07 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Инстинкт самосохранения
Депутаты опасаются, что их партии причислят к экстремистским
Борьба с эстремизмом и свобода политической деятельности были вчера предметом дискуссии в Государственной думе. Официальным поводом для этого послужило первое чтение внесенного президентом законопроекта «О противодействии экстремизму».
Путинский проект, судя по словам представителя президента в Госдуме Александра Котенкова, преследует своей целью наказание за экстремистскую деятельность тех организаций, которые призывают к насильственному захвату власти, проповедуют расовую, национальную, религиозную, социальную вражду и ненависть.
Оппоненты г-на Котенкова, представлявшие практически все, в том числе и пропрезидентские, фракции, выражали опасения в том, что власть может воспользоваться этим законом не для борьбы с экстремистами, а для устранения политических оппонентов.
Этого боятся далеко не все. «Народ ждет этот закон, его надо принимать», - заявила депутат Александра Буратаева (фракция «Единство»), сославшись на то, что школьники из Калмыкии приехали недавно в Москву на конкурс и были избиты столичными «скинхедами», на которых не нашлось управы. Но у «скинхедов» нет никакой организации, сообщил депутат Сергей Попов (фракция «Яблоко»), и потому никакой управы на них этот закон не даст.
Даст, утверждал г-н Котенков, потому что в законе предусмотрена и ответственность для физических лиц. Но физическое лицо можно привлечь к ответственности и по действующим статьям Уголовного кодекса, не унимался г-н Попов, предположив, что власть «не умеет или не желает» применить ту силу закона, которой располагает и так - без закона о противодействии экстремизму.
В ответ представитель президента подчеркивал, что новый закон как раз и позволит правоохранительным органам через привлечение к ответственности физического лица - «исполнителя» - выйти на организацию, которая подтолкнула его к экстремизму, и привлечь ее к ответственности.
Это значит, что «законопроект предполагает введение политического сыска в стране», предупредил депутат Виктор Зоркальцев (фракция КПРФ). На его взгляд, в существующие законы - о партиях, об общественных организациях, о свободе совести и религиозных объединениях, о профсоюзах - уже заложены нормы, противодействующие проявлению организованного эсктремизма.
На самом деле, больше всего думцев не устроило в проекте то, что ликвидировать организацию можно только решением суда, а для приостановки ее деятельности достаточно распоряжения органа юстиции, прокуратуры или внутренних дел. Приостанавливать деятельность можно по подозрению в экстремистской деятельности, к которой законопроект относит, в том числе, и публичные высказывания расистского, националистического толка.
«Какой-нибудь провокатор выскажется от имени партии» и ее деятельность будет приостановлена «росчерком чиновника», доказывал депутат Валентин Романов (фракция КПРФ). Партия должна будет вовремя отмежеваться от высказываний провокатора, и никто не посмеет приостановить ее деятельность, отвечал Александр Котенков.
Закон был принят в первом чтении, однако депутаты планируют внести в текст проекта существенные поправки, исключающие превращение закона в «дубину против всякого инакомыслия в стране». Что получится - станет ясно уже очень скоро. Второе чтение законопроекта должно пройти уже в эту сессию.
Виктор ХАМРАЕВ