Время новостей
     N°181, 02 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.10.2009
Новые реалии
Пока Европа решает, кто начал войну в Грузии, жители Южной Осетии пытаются узнать, кто восстановит их дома
Пока в Москве радовались публикации доклада "признавшей новые реалии" на Кавказе независимой международной миссии Евросоюза по расследованию конфликта в Грузии, где говорится, что войну начал именно Тбилиси, в Южной Осетии прошел митинг протеста. Несколько десятков (по некоторым данным, около 200) жителей Цхинвали собрались утром в среду перед зданием правительства республики и требовали немедленно восстановить их дома, разрушенные во время прошлогодней войны.

По данным, на которые есть ссылка в докладе европейской миссии, 665 домов в Южной Осетии были разрушены полностью, еще 2139 повреждены. Если учесть, что большая часть этих разрушений пришлась на частный сектор, то есть на двухэтажные домишки полудеревенского типа, становится непонятно, почему их не восстановили еще до наступления прошлой зимы.

Но факт остается фактом: явным приоритетом восстановительных работ в Южной Осетии стали здания государственных органов. Сегодня большинство из них как раз в том виде, который позволяет югоосетинским чиновникам производить благоприятное впечатление на постоянно прибывающих в республику визитеров из Москвы. При этом несколько сотен человек провели прошлую зиму в курятниках, свинарниках, дровяных сараях и старых армейских палатках.

Работы по восстановлению многоэтажных жилых домов во многих случаях ограничились лишь заменой кровли, которая хорошо смотрится с вертолета, но не всегда выдерживает дождь. А восстановление частных домов просто буксует. В Южной Осетии существенно теплее, чем в Москве, но и к Цхинвали уже подкрадывается вторая послевоенная зима. Транскам -- высокогорную дорогу, которая связывает республику с Россией, -- уже несколько раз заваливало снегом. Видимо, предчувствие скорых холодов, которые опять застанут их на улице, и заставило людей выйти на митинг.

По свидетельствам очевидцев, митинг не носил политического характера. Его участники, в основном женщины, держали плакаты с просьбами вернуть им крышу над головой. Почти сразу к месту проведения манифестации, где сначала было около 60 человек, приехал президент республики Эдуард Кокойты, который обрушил на собравшихся свой гнев. Президент уличил манифестантов в отсутствии патриотизма и в том, что они вышли на улицу за деньги, которые им якобы дает один из самых непримиримых его политических оппонентов -- московский предприниматель осетинского происхождения Альберт Джусоев. Митингующие ответили, что никаких денег ни от кого не получали, а хотят лишь иметь крышу над головой.

Женщины, участвовавшие в митинге, утверждают, что президент дразнил их и даже пытался вырвать из рук плакаты, а затем пригласил часть собравшихся в актовый зал правительства. Там некоторое время продолжалась словесная перепалка, после которой перед протестующими попытался выступить министр здравоохранения республики Нугзар Габараев, некоторое время распоряжавшийся поступавшей в Южную Осетию гуманитарной помощью. Говорить министру практически не дали, а из зала вышли только после того, как президент отправил председателя госкомитета по реализации проектов восстановления Зураба Кабисова на осмотр разрушенных домов.

Г-н Кабисов, которого отвели в несколько пострадавших подворий, пообещал, что до конца года все будет отремонтировано. Пострадавшие, возможно, и рады были бы поверить, но сделать это по истечении 13 месяцев после войны нелегко. Особенно если учесть, что Россия, по словам ее премьер-министра Владимира Путина, уже выделила на югоосетинское восстановление больше половины запланированных средств (порядка 13 из 25 млрд руб.). Однако это не мешает югоосетинским чиновникам периодически ссылаться на отказ России финансировать восстановительные работы.

Буквально на прошлой неделе именно такой ответ получили, по их словам, жители дома №115 по цхинвальской улице Тоболова -- небольшой «коробки» на несколько квартир. Чиновники, с которыми они обсуждали ремонт своего жилища, сами предложили им проявить общественную активность и задать все интересующие их вопросы россиянам из федеральной межведомственной комиссии по восстановлению Южной Осетии, которая как раз 30 сентября в очередной раз посетила Цхинвали.

Возможно, именно желанием поскорее убрать протестующих подальше от московских глаз и объяснялось стремительное появление на митинге президента республики. Если так, маневр удался: глава комиссии, заместитель министра регионального развития РФ Роман Панов митинга, судя по всему, не заметил, как не заметил и каких-либо существенных недочетов в процессе восстановления. Россияне остались довольны обсуждением нового генплана Цхинвали.

Тем временем г-н Кабисов, в очередной раз увидевший своими глазами разрушенные жилища своих сограждан, изъявил готовность незамедлительно помочь всем, кроме тех, «кому 80 кв. м мало». Дело в том, что часть оставшихся без крова подозревает власти Южной Осетии в намерении урезать их будущую жилплощадь и фактически украсть у России стоимость «спорных» метров. По их словам, изначально предполагалось, что каждая семья, лишенная крова во время войны, получит новый дом площадью 125 кв. м. А затем кто-то то ли в Цхинвали, то ли в Москве решил, что вместо отдельных домов по 125 м надо строить 160-метровые таунхаусы для двух семей по 80 м на каждую. Проектная стоимость при этом, что характерно, не уменьшилась. Вчера протестующим, по их словам, удалось выяснить у г-на Кабисова, что изменение в проект было внесено по указу президента республики, однако оригинала бумаги они так и не увидели.

С точки зрения жилищной обеспеченности большинства российских регионов категоричное требование «лишенцев» построить им 125 м вместо 80 выглядит чрезмерным даже для людей, зимовавших на улице. Но сам факт наличия такого скандала в республике, которая по идее должна была бы стать экономической и политической витриной России, чтобы окончательно оправдать ее решение в августе прошлого года в глазах мирового сообщества, омрачает имиджевый успех Москвы в ПАСЕ.

Главный с точки зрения российских официальных лиц вывод сформулирован на четвертой странице авторских комментариев главы европейской миссии, швейцарского дипломата г-жи Хайди Тальявини: «С точки зрения миссии, Грузия была тем, кто развязал войну, атаковав Цхинвали с помощью тяжелой артиллерии в ночь на 8 августа 2008 года». Однако в этом же комментарии говорится, что и Россия допустила существенное число нарушений международного права. Например, массовую раздачу российских паспортов населению Южной Осетии и Абхазии за несколько лет до войны и военную акцию в ходе самой пятидневной войны, вышедшую за пределы защиты попавших под грузинский удар российских миротворцев в Цхинвали.

На тысяче с лишним страниц доклада найдется еще много деталей, которые слабо согласуются с российской позицией. В тексте, в частности, приводится объяснение грузинской стороны: приказ о начале военной операции был отдан президентом Грузии в 23.35 7 августа 2008 года с целью защитить гражданское население Цхинвальского региона, подавить огневые точки, с которых обстреливали гражданское население, а также грузинских миротворцев и полицейских, и воспрепятствовать движению российских вооруженных сил через Рокский тоннель.

Российская сторона заверила комиссию, что первая российская атака на грузинские цели имела место в 14.30 8 августа, а накануне ночью в тоннель входить никто и не думал. Тем не менее в докладе содержатся осторожно сформулированные предположения о том, что россияне атаковали грузинские цели еще ранним утром 8 августа. А российские вооруженные силы помимо предусмотренного режимом зоны конфликта миротворческого батальона находились на югоосетинской территории до 8 августа.

Таким образом, в докладе не содержится таких уж радикальных противоречий с резолюцией Парламентской ассамблеи Совета Европы, принятой накануне публикации доклада и на сутки вернувшей в повестку вопрос о полномочиях российской делегации в ПАСЕ. Полномочия не пострадали, но была принята резолюция, в которой Россию обвиняют в неисполнении мирного плана Медведева--Саркози, завершившего в прошлом году пятидневную войну.

В Москве считают, что резолюцию инициировала Грузия и «новые европейцы», традиционно более враждебно настроенные по отношению к РФ, а «старые европейцы», наоборот, склонны поддерживать российскую точку зрения. Но вчера министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер констатировал в эфире «Эха Москвы», что прошлогодний мирный план Медведева--Саркози не исполняется Россией в части допуска в Абхазию и Южную Осетию международных наблюдателей.

Речь идет о европейских наблюдателях, которые с 1 октября прошлого года сменили российских военных в зоне, прилегающей к границам Абхазии и Южной Осетии с грузинской стороны. План Медведева--Саркози подразумевал, с европейской точки зрения, что наблюдатели получат доступ и в сами республики. Но Москва в данном вопросе на уступки не идет, ссылаясь на волю признанных ею правительств в Сухуми и Цхинвали. А те в свою очередь заявляют, что им для обеспечения безопасности вполне достаточно российских войск.

Как минимум в югоосетинском случае это по-человечески объяснимо -- российские войска точно не станут интересоваться проблемами разрушенного жилья. Европейцам тоже явно интереснее было бы оценить, в какой мере Россия соблюдает установленные ею самой лимиты на размещение в республиках вооруженных сил, чем следить за успехами цхинвальских строителей. Но митинги протеста в Южной Осетии -- это точно не то, что Москве было бы приятно показывать любым наблюдателям.

К слову, заодно с Абхазией и Южной Осетией ПАСЕ обсудила в среду и ситуацию на Северном Кавказе. Европарламентарии обеспокоены ростом насилия в регионе и несколькими убийствами правозащитников, которых, по мнению швейцарца Дика Марти, устранили, «чтобы скрыть правду». Член российской делегации, сенатор от Дагестана Ильяс Умаханов предостерег европейцев от поспешных оценок, но признал, что ситуация в регионе сложная, хотя и контролируемая. Евродепутат от Венгрии Матиаш Йорши призвал Европу вместе с Россией бороться за демократию на Северном Кавказе. И предположил, что в этом российском регионе после августа 2008 года усилились сепаратистские настроения: когда Москва признала независимость Абхазии и Южной Осетии, те, кому не нравится в составе РФ, решили, что раз получилось у соседей, может получиться и у них.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Признание независимости Абхазии и Южной Осетии