Столичные власти рассчитывают, что в электронной версии торги по распределению госзаказа станут доступнее для малого бизнеса
На днях на восьмом международном
инвестиционном форуме в Сочи московские чиновники представили действующий в городе проект по усовершенствованию системы распределения государственного заказа – электронную торговую площадку города. Как уверяют в мэрии, именно эта система должна сделать аукционы по распределению многомиллиардных государственных заказов прозрачными, а саму процедуру найма городом подрядчиков и поставщиков более доступной для небольших компаний. По данным департамента по конкурентной политике Москвы, в этом году только за первое полугодие на электронных торгах размещено порядка 15% всего объема городского заказа. Тогда как в 2008-м эта новая для госзаказчиков схема едва пользовалась спросом, и на виртуальных аукционах было размещено лишь 2% годового объема контрактов на поставку товаров и услуг.
По словам руководителя департамента Геннадия Дегтева, принципиальную задачу по переводу системы торгов в электронную форму перед ними поставил мэр Москвы Юрий Лужков. И с 1 сентября этого года «всем государственным заказчикам города предписано проводить электронные аукционы централизовано на единой электронной торговой площадке правительства Москвы». Преимущество этой системы, как уверяют чиновники, «в равной доступности и полной анонимности процесса». «Госзаказчик узнает о победителе уже после того, как торги прошли, что препятствует возможному сговору между ними», - утверждает г-н Дегтев. Кроме того, объем заказа в рамках электронного аукциона сегодня не ограничен суммой в 1 млн. рублей, как это было ранее. Напомним, что согласно постановлению правительства РФ от 17 марта 2009 года №237, цена контракта, на который могут претендовать мелкие фирмы, была увеличена с 3 до 15 млн. рублей. Поэтому уже сейчас, по данным департамента по конкурентной политике, более 10% объемов заказа на электронных аукционах размещено среди субъектов малого бизнеса. В частности, по словам г-на Дегтева, среди небольших предприятий велика конкуренция на контракты связанные с закупкой и доставкой конечных продуктов. «Самое большое число участников, а, следовательно, и конкуренция по размещению заказов, связана с работами по доставке канцелярских товаров, постельного белья, в общем, того, что не нужно производить», - уточнил г-н Дегтев. Впрочем, по его словам, все больше малых и средних предприятий приходят на конкурсы с предложением услуг в сфере информатизации, а также градостроительства.
По данным городских чиновников, в целом по сравнению с 2008-м в этом году доля городского заказа, которая была размещена среди субъектов малого и среднего бизнеса выросла с 4% до 9,9%. Общий объем горзаказа размещенного с начала года составил при этом 185 млрд. рублей. Таким образом, считают в мэрии, «власти столицы практически выполнили собственный план, по которому не менее 10% горзаказа в 2009 году должно быть размещено среди малых предприятий».
До настоящего времени на экспериментальной электронной площадке работали 182 государственных заказчика города, и более 5, 6 тысяч поставщиков со всей территории страны. При этом снижение стартовых цен достигает, по данным чиновников, до 35%. Однако в целом система электронных аукционов, по данным мэрии, потенциально охватывает порядка 6 тысяч государственных заказчиков, обеспечивая проведение более 80 тысяч процедур размещения заказа объемом 900 млрд. рублей.