Время новостей
     N°179, 30 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.09.2009
Техника не виновата
Эксперты назвали причину катастрофы «Русских витязей» на авиасалоне в Жуковском
Комиссия по расследованию причин столкновения двух истребителей Су-27 из пилотажной группы «Русские витязи», произошедшего в Подмосковье в августе в преддверии авиасалона МАКС-2009, вчера назвала причину трагедии. Как сообщили информационным агентствам источники в Минобороны, по мнению экспертов, виной катастрофы стал человеческий фактор, а именно -- ошибка пилота одной из машин. То, что самолеты были исправны, специалисты заявили практически сразу после аварии, а ее причиной поначалу называли загадочное «стечение различных обстоятельств», не объясняя, что именно это были за обстоятельства. Впрочем, официально причину трагедии пока так никто и не подтвердил. В ВВС вчера заявили, что она будет обнародована не ранее ноября.

Катастрофа «Русских витязей» произошла 16 августа во время генеральной репетиции перед открытием авиасалона МАКС-2009 в подмосковном Жуковском. Во время выполнения группой истребителей фигуры высшего пилотажа «Тюльпан» в небе столкнулись два Су-27 (одноместный и двухместный, так называемая «спарка»). После столкновения оба самолета упали, а пилоты катапультировались. Однако командир пилотажной группы -- заслуженный военный летчик России Игорь Ткаченко, находившийся в «спарке», был найден на земле мертвым. Что именно привело к его гибели, до сих пор непонятно. Сообщалось, что у него мог не раскрыться парашют, также выдвигалась версия, что он погиб в момент собственно столкновения самолетов. Штурман Игорь Куриленко, находившийся в Су-27 г-на Ткаченко, и пилот второго истребителя Виталий Мельник были госпитализированы.

Одна машина упала в поле и не причинила никому вреда, обломки же второй рухнули на территории садового товарищества «Сосны-2». В результате сгорели два жилых дома и еще два сильно пострадали. Пять дачников -- четверо мужчин и одна женщина -- получили ожоги. Позже Ольга Елизарова, у которой обгорело 80% тела, скончалась в госпитале. При катастрофе пострадал и ее супруг, но значительно меньше своей жены: у Михаила Елизарова было обожжено 42% кожного покрова.

Как тогда утверждали эксперты ВВС, оба истребителя были исправны и «отработали штатно». Как заявил временно исполняющий обязанности заместителя главкома ВВС России по вооружению генерал-майор Олег Бармин, причиной трагедии стало «трагическое стечение различных обстоятельств». Тогда же он заявил, что версия катастрофы уже установлена и будет озвучена в ближайшее время. Но произошло это лишь спустя полтора месяца после ЧП, да и то «неофициально».

Как заявил информагентствам источник в Министерстве обороны РФ, комиссия пришла к выводу, что причиной катастрофы стал человеческий фактор. Вместе с тем он сообщил, что официальные итоги расследования будут обнародованы не раньше ноября. Он также опроверг появившиеся в последние дни сообщения некоторых СМИ о том, что авария произошла из-за отсутствия связи пилотов с диспетчерами, назвав это «выдумкой». «В это время диспетчеры работали наиболее интенсивно, и потеря связи диспетчера и самолета в это время исключена. Тем более что вторая пилотажная группа -- «Стрижи» -- также уже была в воздухе», -- заявил он.

По мнению специалистов, наиболее вероятной причиной трагедии стала ошибка пилота Виталия Мельника, а именно -- потеря им ориентации в пространстве, когда самолеты проходили облака. Как посчитали эксперты, г-н Мельник, судя по всему, перепутал направление и совершил ошибочный маневр, пойдя наперерез «спарке» Ткаченко. В результате его Су-27 задел носовую часть «спарки».

Сергей МИНЕНКО