Время новостей
     N°100, 06 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.06.2002
Гонки на острове
Здесь Шумахер побеждает, сам этому удивляясь
Любая из существующих трасс «Формулы-1» имеет свои особенности. Будь то городская трасса в Монако, гонки по лесным дорогам Бельгии, вписанный в овал короткий трек Индианаполиса и даже не вызывающая ничего, кроме скуки, конфигурация автодрома «Венгерского Гран-при». Предстоящий этап в Канаде не исключение.

Искусственный остров, на котором построена трасса имени Жиля Вильнева, был насыпан для проведения международной выставки «Эскпо-67» почти в центре Монреаля, часть сооружений использовалась во время проведения Олимпиады-76, после окончания которой власти города постарались разумно использовать магистрали острова, но городской транспорт пускать в парке не решились и построили гоночную трассу.

«Гран-при Канады» всегда насыщены событиями. Первую же гонку в родном городе выиграл Жиль Вильнев. В 1980-м году именно в Канаде стало известно имя чемпиона мира, им стал австралиец Алан Джонс. Уже на пятый год после того, как этап переехал в Монреаль, то есть в тот же «черный» 1982 год, когда после трагической гибели Вильнева-старшего в Зольдере трасса и получила его имя, в аварии на старте погиб итальянский гонщик Рикардо Палетти, для которого это была всего вторая гонка в жизни.

Младший Вильнев дебютировал здесь в 96-м и финишировал вторым. Если бы не тактическая ошибка с пит-стопами, мог бы и выиграть. Впрочем, с тех пор Жака Вильнева преследуют здесь не тактические, а самые настоящие ошибки пилотажа. В 97-м он вылетает, преследуя Шумахера, в 98-м -- Физикеллу, в 99-м оставляет след в «стене чемпионов» (тогда же там припечатались и Хилл с Шумахером), а в 2000-м врезается в Ральфа. Видимо, справиться с психологическим давлением дома канадцу пока не удается.

А вот настоящий король этой трассы, Михаэль Шумахер, не очень ее жалует. «Не знаю почему, но я всегда хорошо выступаю в Монреале, -- удивляется сам гонщик. -- И это несмотря на то, что с моим стилем вождения эта трасса не совсем согласуется. Мне больше по вкусу быстрые повороты, там их нет, поэтому я не знаю, как объяснить мои результаты в Канаде». А они говорят сами за себя: немец уже шесть раз стартовал в Монреале с «поула», сделал четыре лучших круга и четырежды выиграл (ближе всего к нему здесь только Нельсон Пике -- три победы). Еще одна «канадская» звезда -- это Физикелла. У Джанкарло в жизни было всего девять подиумов, и четыре из них, причем подряд, пришлись именно на эту трассу! А вот Дэвид Култхард набрал здесь всего... 5 очков -- пятое место в 94-м и четвертое в 96-м... С тех пор все его старания нещадно пресекались отказами машины.

В 1998 году старт «Гран-при Канады» фактически давался пять раз: первый, затем повторный после групповой аварии с участием Александра Вурца, Жана Алези, Джонни Херберта, Ярно Трулли и Оливье Паниса. Гонку остановили и рестартовали через двадцать минут, однако и на этот раз сцепились машины Диница, Сало, Вурца, Трулли и Алези. На трассе появилась машина безопасности. На 14-м круге с трассы вылетел Педро Паулу Диниц и через несколько секунд вернулся с воздухозаборниками, до отказа забитыми землей. Снова машина безопасности. Через четыре круга свою машину разбивает Мика Сало, и стюарты снова вынуждены выпустить safety car. Для одного этапа, согласитесь, многовато.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что состязания «Гран-при Канады» стали самыми интересными в «Формуле-1» за последние годы. Да что там, может быть, и десятилетия. Почему? Ответ прост: потому что эта трасса собрала лучшие качества и европейского чемпионата «Ф-1», и лучшей американской серии CART. И как бы ни критиковали американские гонки, как бы ни обвиняли их в искусственности, как бы ни превозносили достоинства «чистоты» гонок в «Формуле-1», именно «индикаровский» стиль и сделал эту гонку в Монреале такой интересной. Решающую роль сыграли два фактора. Во-первых, смелость судей, на которых накладывает отпечаток близость США с ее CART. Малейшее происшествие часто служит поводом выпустить пейс-кар и собрать за ним плотный пелетон из пилотов, что неизбежно приветствуется зрителями (борьба резко обостряется). Это же становится настоящей головоломкой для тим-менеджеров команд, ведь вся стратегия пит-стопов летит коту под хвост).

Во-вторых, конфигурация самой трассы «Гран-при». Она, конечно, не очень интересна с точки зрения инженеров и мотористов: практически нет связок быстрых поворотов -- одни шиканы, шпильки да длинные прямые. Однако именно это уравнивает шансы конкурентов, ибо шасси, подвеска и аэродинамика теряют свою обычную подавляющую роль, и даже недостаток мощности моторов легко компенсировать -- достаточно лишь чуть-чуть «недовернуть» антикрылья. К тому же именно эти длинные прямые и многочисленные зоны торможения после них создают возможность для нескольких траекторий и, соответственно, для обгонов. Одним словом, типичная городская трасса первенства CART в желобе бетонных стен.

Дмитрий СИТНИК