|
|
N°100, 06 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Великий пост
«40 дней, 40 ночей» на столичных экранах
Джош Хартентт -- это очередное доказательство безграничной силы природы, как кавказские долгожители и маленький Моцарт. На сегодня Хартентт -- единственная нимфетка, дожившая до двадцати четырех лет, не утратив набоковского очарования. После того как Леонардо Ди Каприо, потерявший с возрастом дар безусловного обаяния, сошел с дистанции, а Ивэн Макгрегор оброс бородой и залопотал по-джедайски, остался только Хартентт. Он сражался в «Перл-Харборе» с японской авиацией, высаживался в Могадишо вместе с «Черным ястребом», укрывался одной шинелькой с Беном Аффлеком, но так и остался нимфеткой из «Факультета» -- нимфеткой, рвущей на части недозрелые и перезрелые женские сердца.
Поэтому иронию комедии «40 дней, 40 ночей» нельзя не оценить. В этом фильме Хартентт, веб-дизайнер небольшой компании, объявляет великий пост и на сорок дней и ночей отказывается от секса в любых формах -- начиная от общения с девушками, заканчивая сами-знаете-чем.
К такому решению его привела весть о свадьбе бывшей подружки и черная дыра на потолке. «Бывшая», разумеется, совершенная стерва, а дыра возникает в тот момент, когда Хартентт пытается найти утешение в посторонних объятиях. Этот нехитрый психоаналитический трюк производит на него такое устрашающее впечатление, что ему всякий раз приходится бежать из постели сломя голову.
Итак, великий пост, а следовательно, искушения. Во-первых, узнав о решении, друзья и коллеги устраивают тотализатор, заключая ставки на день, когда постник не выдержит. Во-вторых, он встречает новую любовь, которая не особенно рада бурлящей духовности. И в третьих, «бывшая» рассталась со своим женихом.
Если не сосредотачиваться на физиологии и эротических галлюцинациях, настигающих постника день на тридцатый, подобная история может развиваться в самых разных направлениях. И фильм, вихляя, как шаланда в бурю, время от времени меняет курс. Например, в сторону гендерной конспирологии.
Вот одна из самых симпатичных сцен. Юная коллега Хартентта входит в комнату, запирает за собой дверь и говорит: «Отказываясь спать с женщинами, ты покушаешься на нашу власть. Мы этого не допустим». После чего зовет еще одну девушку, и они вместе начинают искушать беднягу любительским лесби-шоу. С этого момента фильм Майкла Леманна, уже разбиравшегося во взаимоотношениях мужчин и женщин («Правда о кошках и собаках»), мог бы превратиться в увлекательный триллер о тотальной войне полов. Измененные состояния сознания, напоминающие видения мусульманского рая в офисном варианте, также могли бы развиться в отдельную тему. Трудно даже предположить, какие откровения снизошли бы на обыкновенного клерка, пустившегося на такой духовный подвиг.
Но все впустую. Единственное, чему научился герой Хартентта за сорок дней поста, это не спать с кем попало. Трогательная и веселая история о затворнике не подарила неожиданностей. Еще одна молодежная комедия -- праздник физического здоровья и спартакиада желания. Ленивый сценарий, остановившийся на титульной шутке, не порадовал ничем, кроме сцен танталовых мук героя. Все окружающие его девушки столь откровенные стервы, что воздержание кажется нормальным актом самосохранения.
Актерское амплуа Джоша Хартентта прояснилось окончательно. Роль, которой он может тронуть сердца миллионов, это не солдат и даже не соблазнитель.
Это последний девственник Америки.
Антон КОСТЫЛЕВ