|
|
N°179, 30 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Альтернативная реальность
Службу без оружия выбрало всего 269 призывников
Альтернативная гражданская служба по-прежнему не пользуется популярностью у россиян. Всего 269 заявлений на прохождение АГС было подано гражданами перед началом осеннего призыва, сообщил вчера журналистам замруководителя Федеральной службы труда и занятости («Роструд») Алексей Вовченко. Как и в предыдущие годы, на альтернативную гражданскую службу, по словам чиновника, идут «по религиозным убеждениям», причем большинство их тех, кто решил воспользоваться своим правом на АГС, -- «люди без профессии и вообще без какого-либо образования». Правозащитники считают, что в отсутствии у молодых россиян интереса к АГС виновато Министерство обороны, «которое не занимается ее популяризацией», и советуют ведомству повысить культуру делопроизводства, чтобы желания призывников о месте прохождения службы доходило до «Роструда», «а не терялось в бюрократической цепочке».
Как рассказал г-н Вовченко, призывники будут трудиться в таких «серьезных» организациях, как Федеральное агентство связи, «Спецстрой», «Роскосмос», Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) и даже Федеральное медико-биологическое агентство. «Остальные могут быть направлены в организации, которые находятся не в ведении федеральных органов власти, а в ведении субъектов Российской Федерации», -- добавил г-н Вовченко, подчеркнув, что в регионах альтернативщики будут служить в структурах соцзащиты, образования, здравоохранения и культуры.
В «Роструде» отмечают, что с момента вступления в силу закона об альтернативной гражданской службе, то есть с 2004 по 2009 год, в ведомство поступило 4328 заявлений от граждан на прохождение альтернативной гражданской службы. 3380 заявлениям (71%) «был дан положительный ответ». 701 человек уже закончили службу. При этом ежегодное количество молодых людей, пользующихся правом на АГС, по данным ведомства, стабилизировалось, достигнув в среднем 450 человек. «80% альтернативщиков проходят АГС по религиозным убеждениям. 5% альтернативщиков -- представители северных народностей. И остальные 15% -- это те, кто указал причины по убеждениям, не связанным с вероисповеданием», -- заявил г-н Вовченко
По статистике «Роструда», большинство проходящих альтернативную службу заняты в «социальной сфере» (50%), в промышленности (20%) и строительстве (10%). Алексей Вовченко пояснил, что выбор места прохождения АГС определяется согласно перечню, утверждаемому в Минздрасоцразвития: «На сегодняшний день существует 151 вид работ, на которых альтернативщики могут трудиться». Правда у 55% альтернативщиков отсутствует профессия или вообще какое-либо образование, что влияет на выбор места прохождения службы. Однако образованные призывники, не нашедшие в перечне работ на АГС желаемую профессию, по словам г-на Вовченко, «могут подать заявление на включение в перечень, и мы с удовольствием включим ее в план». «У нас работает и программист, и юрист», -- уточнил чиновник, заметив, что в тот момент, когда альтернативщик приходит на службу, он заключает трудовой договор, который защищает его права согласно Трудовому кодексу РФ.
Правда, по мнению правозащитников, пока в России довольно часты случаи, когда работодатель нарушает трудовые права альтернативно служащих. «Работодатель не воспринимает альтернативщика как обыкновенного работника, хотя с ним заключен трудовой договор, -- он обращается с ним как с солдатом», -- рассказал «Времени новостей» координатор Общественной инициативы «Гражданин и армия» Сергей Кривенко. Среди причин, по которым АГС до сих пор не пользуется популярностью у россиян, правозащитник выделяет три: «Во-первых, АГС мало популяризируется, во-вторых, многие не привыкли к тому, что срок службы был значительно снижен до 1,7 месяцев с учетом отпусков, и в-третьих, конечно, -- это сохранившийся до сих пор экстерриториальный принцип выбора места службы для альтернативщиков».
Последнее, по мнению г-на Кривенко, в большей степени не позволяет гражданам с доверием относиться к АГС. «Сейчас право определять, где служить человеку, остается за чиновником «Роструда», хотя в ведомстве и говорят, что учитывают мнение призывника», -- напоминает правозащитник. Такая ситуация складывается из-за плохой работы военкоматов, которые из-за нежелания «возиться с призывниками по АГС слишком халатно относятся к процессу передачи документов в «Роструд», утверждает г-н Кривенко. «Заявления альтернативщика отправляются из военкомата в Генштаб, а потом уже в «Роструд», и часто бывает, что по дороге они теряются», -- рассказывает правозащитник, называя действия чиновников из Минобороны «не иначе как саботажем». Поправить положение, по словам Сергея Кривенко, может повышение культуры делопроизводства в военкоматах и передача альтернативщиков в ведение муниципалитетов, служб занятости и «Роструда».
Вячеслав КОЗЛОВ