|
|
N°179, 30 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нам запляшут облака
С 1 по 7 октября в Екатеринбурге пройдет фестиваль «Россия»
В этом году открытый фестиваль документального кино "Россия", главный и единственный, в сущности, смотр отечественных документалистов, пройдет в двадцатый раз. С 1988 года, когда в Свердловске прошел первый Всесоюзный фестиваль неигрового кино, изменилось так много, что, кажется, не двадцать, а сто лет прошло. Ни Советского Союза, ни цензуры, и даже город называется Екатеринбург.
Что на самом деле произошло за эти двадцать лет? На этот вопрос как раз и может ответить документальное кино, сама суть которого -- быть свидетельством. Будет интересно сравнить новые фильмы с теми, что когда-то вызывали столь бурные споры и рождали гражданское чувство -- «не могу молчать». Андрей Шемякин, куратор ретроспективы «Антология», в этом году включил в нее фильмы 1987--1989 годов. А в конкурсную программу вошло около тридцати современных картин, в которых авторам, как правило, уже не приходит в голову воздействовать на жизнь, призывать и воспитывать. Отборщики утверждают, что программа на редкость сильная. Рады, что удалось найти много интересных дебютов, их в конкурсе восемь или даже девять. Покажут фильмы молодых авторов: «Аритмию» Светланы Стрельниковой (этот фильм был в числе призеров на «Кинотеатре.doc», в нем рассказана история молодого врача, который зарабатывает устройством корпоративов, чтобы иметь возможность вести прием в обычной поликлинике). Очень хвалили фильм Янины Лапинскайте «Стоянка поезда пять минут». И совсем маститых -- четырехминутный фильм Герца Франка; неожиданный красивый и неторопливый фильм Павла Костомарова "Вдвоем" о художнике и его жене, это «кино про любовь», а на самом деле про искусство; «Части тела» Марии Кравченко об инвалидах чеченской кампании; "Глубинка 35х45" Евгения Соломина -- о том, как снимали фотографии на паспорт по всем краям нашей бескрайней. "Безработные" Насти Тарасовой -- натурально о безработных, но не совсем обычных. Александр Гутман продолжает всматриваться в тихую, почти безмолвную жизнь обреченных людей, на этот раз его герой -- заключенный, бессрочно, пожизненно запертый в камере-одиночке («17 августа»). «Нярму» Эдгара Бартенева -- эпическое, в духе старых фильмов о путешествиях, эффектно снятое повествование о быте и нравах оленеводов, многие уже видели, но его как раз очень стоит лишний раз посмотреть на большом экране. «Русский заповедник» Валерия Тимощенко тоже уже попутешествовал по фестивалям и набрал немало наград, но так хочется позитива, а на этом фильме с его героем-священником, так благостно живущем среди пчел и зимородков, сомов и лошадей, зайчиков и мальчиков, душа просто радуется.
Вообще на первый взгляд кажется, что документальное кино, устав от неприглядности, вдруг стало любоваться, а поскольку в социальном смысле глазу отдохнуть почти не где, документалисты стали всматриваться в природу, пейзажи, в капли дождя, восходы-закаты...
Жюри юбилейного фестиваля возглавит режиссер Сергей Дворцевой, другой режиссер, Сергей Лозница, а также критики Валерий Кичин, Зоя Кошелева и оператор Вадим Алисов составят ему компанию. Настроит ли их юбилей и воспоминания о другой, перестроечной реальности на публицистический лад, или они сочтут более актуальными поэтические высказывания о природе человека? В любом случае разговоры о новом месте документального кино в современной системе искусства наверняка будут одной из центральных осей фестиваля.
Алена СОЛНЦЕВА