|
|
N°179, 30 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вступление в ВТО
Россия и США могут стать партнерами в новой гонке вооружений
Несмотря на то что Барак Обама объявил об отказе от создания восточноевропейского района базирования противоракетной обороны, американцы, как известно, вовсе не отказываются от создания ПРО как таковой. Просто она может размещаться на кораблях, которые будут окружать Евразию. Российские политологи считают, что развитие ПРО неминуемо вызовет расползание ядерного оружия. А если у того, кто создал ПРО, нет ядерного оружия?
Медленно, но верно США будут отказываться от ядерного оружия. Это стало ясно еще десять лет назад, когда началось реальное применение высокоточного оружия (ВТО) большой дальности, оснащенного сверхмощными неядерными зарядами, сопоставимыми по разрушительной силе с ядерными.
ВТО совместно с системой противоракетной обороны (ПРО) пришло на смену ядерной триаде. Эта новая так называемая безъядерная «диада» сможет так же успешно осуществлять стратегическое сдерживание, как и предыдущая ядерная «триада». Однако с пропагандистской точки зрения у нее гораздо больше преимуществ. Она не использует оружие массового поражения, что будет приветствоваться всей «прогрессивной общественностью». Более того, она выбивает ядерное оружие из рук тех, кто его имеет.
А ведь ядерное оружие, несмотря на всю его сложность и дороговизну, можно назвать «оружием бедных», что доказали Северная Корея и Иран. Да и для России гораздо проще перенацелить в случае конфликта с НАТО стратегические ракеты на Европу, чем создать новые дивизии, пардон, более модные сейчас бригады, оснащенные самым современным оружием. Как известно, на европейском направлении соотношение обычных вооружений НАТО и России 10:1, а у границы Дальневосточного федерального округа численность китайских вооруженных сил измеряется сотнями тысяч человек.
Если в мире не будет ядерного оружия, то возможность террористов украсть или купить его пропадает. Они могут создать его по старым чертежам, но им нужны будут исходные материалы, как, например, оружейный плутоний, которые должны будут исчезнуть.
Можно ожидать оглушительного успеха инициативы Обамы по избавлению мира от ядерного оружия в 2010 году на Международной конференции по ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия). Скорее всего, следующим шагом, на что намекают американцы, будет приглашение России к сокращению тактического ядерного оружия. Ведь оно на европейском направлении без шума и пыли, которые вызовет использование стратегических ракет, уже сейчас компенсирует диспропорции в обычных вооружениях между Россией и НАТО. Достаточно вспомнить обещание президента Дмитрия Медведева разместить в Калининграде оперативно-тактические С-400 с дальностью действия до 400 км. Самое главное в них даже не радиус их действия, а то, что на них могут быть установлены тактические ядерные заряды. К слову, после отказа США от размещения ПРО в Польше и Чехии Россия также заявила об отказе размещать С-400 на своих западных границах.
Конечно, речь не идет о сценариях будущей войны. Никто в нее не верит. Речь идет всего лишь об использовании силы для политического давления.
Что же делать России? Отказываться от перспективы ядерного разоружения? Неудобно как-то. 50 лет сначала СССР, а потом Россия призывали мир к ядерному разоружению, а теперь идти на попятный? Но и полностью отказываться от ядерного оружия не в наших интересах, как показано выше. Ситуация как в период заключения позорного Брестского мира. Ни мира, ни войны.
В плане дипломатическом отказ от обладания ядерным оружием приведет к изменению статуса пяти постоянных членов СБ ООН -- пяти ядерных держав -- победительниц во второй мировой войне. Сейчас это единственный международный форум, где Россия имеет право вето наряду с Китаем, США, Англией и Францией. Если она лишится этой возможности, ей придется вступать в НАТО, где все вопросы решаются консенсусом. Но ведь туда уже могут и не позвать.
Так что же? "Ни мира, ни войны" в переводе на сегодняшний язык будет означать затягивание переговоров и очень медленные сокращения. Тем более свой статус ядерной державы не захочет терять как минимум Китай. Да и Франция не пойдет на утрату ядерного статуса, даже если США пообещают ей и Англии через механизмы НАТО доступ к технологиям высокоточного оружия. Англия, имеющая «особые отношения» с США, может пойти на все.
Однако затягивание переговоров не вечно. Значит, надо втягиваться в навязываемую США гонку высокоточных вооружений? В общем, это не так уж страшно. Ведь ВТО потянет за собой развитие высоких технологий. Кроме того, желательно добиться сотрудничества с США и НАТО в работе над ПРО. Пусть не международного, а хотя бы с Европой. И это уже гигантская задача. Сделав такой шаг, мы сможем заинтересовать и Китай нашей продукцией. Всех технологий нам не отдадут, а наши используют. Ну так что же, мы уже покупаем GPS и мобильники за рубежом, ввозим элементную базу для чипов, используемых в обороне. Но и это нас не спасет, если мы не перестроим оборонную промышленность. И не только с помощью закупки новых станков и развертывания сети ПТУ для подготовки квалифицированных рабочих. Как говорит русская пословица, рыба гниет с головы. Необходимо менять руководство предприятий ОПК.
Конечно, футбол -- это не стратегически важное предприятие, но психологически смирились же мы с иностранными тренерами. Во всяком случае, если будет совместная работа с Западом в такой чувствительной для национальной безопасности области, как ПРО, то и руководителями многих стратегических предприятий могут стать западные специалисты. А секретной частью таких предприятий могут по-прежнему руководить наши старые кадры. Вот уж здесь нам равных точно нет.
Николай ХОРУНЖИЙ