|
|
N°178, 29 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бросок "Обожженной глиной"
Иран испытал ракеты, которые могут долететь до России
Вчера Иран продемонстрировал мировому сообществу свои возросшие военные возможности, осуществив серию учебных пусков баллистических ракет среднего радиуса действия. Первой взлетела ракета «Шахаб-3М» («Метеор»), способная поражать цели на расстоянии 2 тыс. км, затем -- «Саджиль-2» («Обожженная глина») с той же дальностью действия.
По оценкам экспертов, эти ракеты могут достичь американских военных баз на Ближнем Востоке и объектов на территории Израиля. Потенциальную угрозу они представляют также для южных регионов Европы и России.
Впрочем, в Москве пока не склонны драматизировать последние действия Ирана. Вчера источник в Министерстве иностранных дел РФ призвал международное сообщество «не поддаваться эмоциям» в связи с испытанием Тегераном ракет и информацией о сооружении второго иранского завода по обогащению урана. "Сейчас нужно постараться успокоиться и, самое главное, запустить результативный переговорный процесс", -- заявил дипломат.
Пуски ракет прошли в рамках плановых маневров ракетных войск Корпуса стражей исламской революции (КСИР), которые проводятся в Иране ежегодно. Однако на этот раз учения вызвали значительный международный резонанс на фоне обострения споров вокруг иранской ядерной программы.
На днях ведущие мировые державы солидарно осудили Тегеран за строительство второго завода по обогащению урана без ведома Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ООН, предупредив его о возможности новых санкций. К тому же демонстративные пуски ракет поставили под вопрос недавнее заявление шефа Пентагона Роберта Гейтса о том, что иранская ракетная программа «продвигается не так быстро, как США полагали ранее».
По мнению французского военного эксперта, генерала в отставке Франсуа Бушвальтера, ракетные пуски были ответом Тегерана на западные угрозы применения санкций. «Демонстрация военной мощи, когда над ними сгущаются тучи, излюбленный метод иранцев», -- заметил генерал в разговоре с «Временем новостей».
Вчерашние пуски выявили прогресс Тегерана на пути создания твердотопливных ракет. «Такие ракеты не требуется заправлять перед стартом, у них большая скорость развертывания. Переход на такой тип носителей может серьезно повысить иранский ракетный потенциал», -- пояснил «ВН» г-н Бушвальтер. Правда, по его словам, «об интересе иранских специалистов к твердотопливным технологиям в Европе знают уже давно». В начале февраля этого года на низкую околоземную орбиту был выведен первый иранский искусственный спутник земли «Омид» («Надежда»). «Скорее всего это было сделано с помощью ракеты на твердом топливе», -- предположил француз.
Иран приступил к разработке ракетной программы в 1980-е, во время войны с Ираком. «Все началось с того, что Саддам Хусейн выпустил по Тегерану несколько ракет, а у иранцев не нашлось эффективного ответа», -- рассказал «ВН» военный эксперт из вашингтонского Центра международных и стратегических исследований Энтони Кордесман.
Первым делом Иран закупил советские жидкостные одноступенчатые ракеты Р-11 (по западной терминологии -- «Скад») с дальностью действия до 300 км и наладил их производство под названием «Шахаб-1». В 1991 году появился «Шахаб-2» с дальностью действия до 480 км. «Этими ракетами в 1990-е Иран наносил удары по лагерям дислоцированной в Ираке Армии национального освобождения Ирана, целью которой было свержение режима аятолл», -- напомнил «ВН» г-н Кордесман. Ракета «Шахаб-3» была разработана в начале 2000 годов на основе северокорейской ракеты «Нодон».
Вчера в Минобороны России заявили, что пуски в Иране «в штатном режиме» контролировались российской радиолокационной станцией (РЛС), расположенной в местечке Габала в Азербайджане. Эти события повысили актуальность темы совместной российско-американской системы ПРО, считает ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН генерал-майор Владимир Белоус.
Он напомнил «ВН», что Габалинская РЛС способна засекать пуски на расстоянии 4 тыс. км. Хотя станция «наглядно показала американцам возможности совместной ПРО», по мнению эксперта, «одной Габалы может не хватить». Он предположил, что в случае дальнейшего сближения России и США может быть принято решение о совместном использовании новой российской РЛС в Армавире (Краснодарский край), обладающей «более высокими техническими параметрами».
Тем временем Израиль пытается максимально подготовиться к возможному удару со стороны Ирана. Осенью в еврейском государстве должны пройти крупнейшие совместные американо-израильские военные учения, целью которых станет отработка отражения удара иранских ракет. Израильские СМИ отмечают, что подобные учения проводятся ежегодно в течение последних пяти лет, но в этом году они будут особенно крупными и будут включать испытания всех имеющихся систем израильской противоракетной обороны.
Защитная система Израиля расположена в пустыне Негев. В нее входят противоракетный комплекс «Хец-2», способный перехватывать ракеты дальнего и среднего радиуса действия, а также американский комплекс защиты театра военных действий ТХААД, который может отличить запуск реальных ракет от ложных и засечь объект размером с теннисный мяч на расстоянии 4,7 тыс. км. На вооружении Израиля также имеется морская противоракетная система «Иджис». Кроме того, Израиль использует американскую спутниковую систему, способную обнаруживать приготовленные к запуску ракеты.
Однако пока рано говорить о полной защите Израиля от иранских ракет. Четвертые по счету испытания противоракетного комплекса «Хец-2» в конце июля частично потерпели неудачу. Условная иранская ракета была замечена израильским радаром, однако последующего ее уничтожения не произошло. По данным радио «Коль Исраэль», причиной провала стали неполадки в системе связи, которые израильские военные намерены устранить в ходе предстоящих крупномасштабных учений.
Мария ГРИШИНА, Иерусалим, Борис ЮНАНОВ