|
|
N°178, 29 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы называем Южную Осетию и Абхазию единицами»
Европейцы понимают, что при урегулировании ситуации на Кавказе они должны активнее сотрудничать с Россией. Свидетельством этого стал визит в Москву главы миссии Европейского союза по мониторингу в Грузии 56-летнего немецкого дипломата Ханса Йорга ХАБЕРА. В МИД России он провел переговоры с заместителем министра Григорием Карасиным. Гость также провел встречи в Минобороны и ФСБ России. О целях своей поездки и перспективах нормализации обстановки вокруг Абхазии и Южной Осетии он рассказал обозревателю «Времени новостей» Петру ИСКЕНДЕРОВУ.
-- Когда мы только начинали свою работу в октябре 2008 года, все опасались возобновления конфликта. Однако сегодня представители грузинских и российских властей подтверждают, что ситуация в регионе стабильная. Разумеется, это не только наше достижение, но и результат усилий всех сторон. В наши задачи также входит обеспечение условий для возвращения беженцев в места их постоянного проживания. К сожалению, на этом направлении достижения очень скромные. Еще мы должны создать атмосферу доверия между всеми сторонами конфликта. Нам удалось наладить этот процесс, но продвигается он трудновато.
-- Реально ли добиться возвращения грузинских беженцев в Южную Осетию и Абхазию на фоне глубоких противоречий между сторонами конфликта?
-- Возвращение беженцев зависит не только от наличия или отсутствия отношений между властями Грузии и двумя ее, как мы их называем, единицами. Это основополагающий принцип международных отношений. Мы считаем, что в интересах России, раз уж она признала Южную Осетию и Абхазию, добиваться, чтобы эти, с ее точки зрения, «молодые государства» обеспечивали определенный стандарт международного поведения и придерживались его главного принципа -- создания условий для беспрепятственного возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц.
-- Евросоюз отказывается идти навстречу России, Абхазии и Южной Осетии и открывать отдельные миссии в Сухуми и Цхинвали. Тем временем в сербском крае Косово, провозгласившем себя независимым государством, активно действуют отдельные гражданские миссии ЕС, ОБСЕ и других европейских организаций. Почему нельзя повторить этот опыт на Кавказе?
-- Ни Евросоюз, ни, я полагаю, Россия не склонны сравнивать Косово с Южной Осетией и Абхазией. По вопросу о статусе Косово проходил длительный международный переговорный процесс, в котором активно участвовала Россия. В случае с Южной Осетией и Абхазией этого не было.
Мы исходим из нашего мандата в том виде, в каком он был сформулирован министрами иностранных дел стран -- членов Евросоюза. Этот мандат охватывает всю Грузию в том виде, как мы ее понимаем. Наша позиция сбалансированная. Мы не признаем Южную Осетию и Абхазию, но гарантируем неприменение силы против их административных границ. Наша главная цель -- предотвратить возобновление конфликта.
-- В сентябре в Южной Осетии побывала делегация парламентариев из ряда европейских стран, в том числе входящей в Евросоюз Болгарии. Они призвали ЕС выделить этой республике гуманитарную помощь для послевоенного восстановления...
-- У нас уже выделены средства на гуманитарные проекты в Абхазии и Южной Осетии. Но их власти увязывают получение такой помощи с вопросами признания государственного статуса. Понятно, что для нас это затруднительно.
-- Чего вы ждете от визита в Россию?
-- В соответствии с нашим мандатом мы работаем на административной границе Грузии с двумя ее единицами. По другую сторону этой границы стоят пограничники российской ФСБ. Евросоюз в соответствии со своей правовой позицией не признает за властями Цхинвали и Сухуми права заключать такие договоренности с Россией. Но присутствие там ФСБ -- это реальность, и мы должны контактировать с ее представителями. Для предотвращения конфликтов на административной границе нужно общаться с теми, кто охраняет ее с противоположной стороны. Сейчас в Москве я хочу связаться с соответствующими структурами и обсудить некоторые вопросы. Речь идет о «соприкосновении на месте», а не о каких-то статусных вопросах.
-- В Евросоюзе по-прежнему считают возможным добиться от России отказа от признания Абхазии и Южной Осетии?
-- Лично я не считаю, что Россия сделает это. Но и Москве не следует рассчитывать на то, что мы признаем обе единицы Грузии. Мы выступаем за то, чтобы все стороны конфликта проводили политику, способствующую организации встреч на повседневном человеческом уровне, чтобы гражданское население могло свободно пересекать границы в обе стороны. Кроме того, мы помогаем Грузии стать привлекательным партнером для своих граждан, или, как вы их называете, «бывших граждан». Сегодня Грузия имеет шанс мирным путем привлечь на свою сторону гражданское население в Абхазии и Южной Осетии и тем самым улучшить отношения с их «властями де-факто». Наше видение проблемы совпадает с позицией США, что подтвердил американский вице-президент Джозеф Байден во время своего июльского визита в Тбилиси.
|