|
|
N°178, 29 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Дружба» не ржавеет
Российскую нефть в Польшу качали и будут качать
Несмотря на яростные споры о политике и истории, на днях Москва и Варшава смогли упрочить двустороннее сотрудничество в энергетической сфере. Был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между занимающейся эксплуатацией нефтепроводов крупнейшей польской компанией ПЕРН и концерном «Транснефть» -- оператором российских магистральных нефтепроводов. Отмечающая в эти дни полувековой юбилей ПЕРН является оператором нефтепровода «Дружба».
Документ положил конец ходившим в Польше слухам о стремлении России оставить страну без нефти по политическим мотивам. Меморандум был подписан в польском городе Плоцк, где находится один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в Восточной Европе.
Построенный в 1960--1970-е годы трубопровод «Дружба» остается главным источником снабжения нефтеперерабатывающих производств в Плоцке и в портовом Гданьске. Ежегодно по нему через территорию Белоруссии транспортируется до 100 млн тонн российской нефти. К тому же ПЕРН владеет нефтяными терминалами на балтийском побережье Польши, используемыми для транзита российской нефти. В случае необходимости сырье можно доставлять на терминалы танкерами и оттуда поставлять на польские и немецкие заводы. Меморандум особо оговаривает принципы обмена информацией «в случае появления кризисной ситуации при эксплуатации нефтепровода «Дружба».
«Это положение, безусловно, заслуживает внимания, -- подчеркнул «Времени новостей» председатель правления компании ПЕРН Роберт Сошиньский. -- Кроме случаев технического порядка, например расстыковки, которую всегда удается оперативно отремонтировать, трудно представить аварию, которую нельзя было бы устранить. Тем не менее в любом случае надо быть наготове». Наш собеседник подчеркнул, что не видит предпосылок для возникновения кризиса в отношениях с российским партнером: «Мы считаем, что нашли самый лучший и рентабельный способ сотрудничества для поляков и для россиян. Когда появляется экономическая напряженность между странами, то блокируются поставки молока и мяса, повышаются пошлины на автомобили... Может ли возникнуть серьезный сбой при транспортировке нефти? Не представляю себе такой ситуации. Также не припомню, чтобы возникали претензии в адрес российских партнеров».
Меморандум предусматривает создание в течение десяти дней совместной рабочей группы. Вице-президент «Транснефти» Михаил Барков пояснил «ВН», что это будет оперативный механизм взаимодействия с участием специалистов обеих компаний. Он также развеял сомнения относительно перспектив поставок российской нефти в Польшу. Спекуляции на этот счет возникли после обнародования планов «Транснефти» построить гигантский нефтепровод из Восточной Сибири к Тихому океану и расширить Балтийскую трубопроводную систему (БТС). Планы создания БТС-2, по которой российская нефть будет поступать в российские нефтяные порты в Финском заливе, вызвали в Польше тревогу и разговоры о «политическом характере» проекта.
Однако г-н Барков заявил, что «главную роль будет играть экономика» и эти проекты «ни в коем случае не нацелены против какой-либо страны и не принесут никакого вреда потребителям российской нефти в Западной Европе». Сославшись на слова президента концерна «Транснефть» Николая Токарева, он добавил: «Нефть в Польшу качали, качаем и будем качать».
Однако президент Польши Лех Качиньский неустанно ищет альтернативу российской нефти и всячески лоббирует проект нефтепровода Одесса--Броды--Гданьск. «Этот проект очень сложен с технической и финансовой стороны, пока он находится на стадии анализа, о его перспективах судить рано», -- рассказал «ВН» Роберт Сошиньский. Наш собеседник подчеркнул, что его компания никогда не рассматривала проект Одесса--Броды--Гданьск как конкурента «Дружбы», выступающего главным источником сырья: «Как сказал мой коллега Барков, мы только транспортируем нефть, которую кто-то хочет продать, а кто-то -- купить. Наша фирма получает деньги за транзит российской нефти, никаких политических подтекстов мы не ищем. У нашего сотрудничества есть будущее, и мы за него будем бороться».
Валерий МАСТЕРОВ, Варшава--Плоцк