|
|
N°177, 28 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мегауспех в «Мегароне»
Афинский «Мегарон» -- крупнейший концертный зал Греции -- на днях собрал поклонников оперы со всего мира. Отдавали дань памяти великой певице, звезде мировой оперы -- Марии Каллас. В мировой опере она по сей день остается непревзойденной. 32 года назад, когда внезапно оборвалась жизнь Каллас, мировые издания написали: «Голос столетия замолчал навсегда!»
Каждый год в Греции вспоминают Каллас не только в день ее рождения, но и в день смерти, когда устраивается грандиозный концерт. В нынешнем сезоне в «Мегароне» с Афинским симфоническим оркестром выступала интернациональная команда певцов, в которой нашу страну представляла Динара Алиева.
Выбор именно этой молодой певицы неслучаен. Ведь греки называют ее русской Марией Каллас. Такой неофициальный титул Алиева приобрела в 2007 году, с ошеломляющим успехом выступив на конкурсе Марии Каллас -- одном из крупнейших в мире состязаний певцов. Тогда уже на втором туре выход на сцену Алиевой публика встречала оглушительными овациями, крича «браво!» и даже топая ногами. Для темпераментных греческих меломанов появление Динары сродни возрождению боготворимой ими Каллас -- тот же голос, сопрано с глубоким, бархатным, необыкновенно красивым тембром, и удивительное внешнее сходство. Алиева, уроженка Баку, наделена эффектной, южной красотой, которая в сочетании с великолепным голосом и ярким артистизмом действует буквально магнетически на публику. Все это, конечно, сделало Динару любимицей греков, да и не только их.
Большой театр, Петербургская филармония, нью-йоркский Карнеги-холл и афинский «Мегарон», фестиваль Пуччини в тосканском Торре-дель-Лаго, Мюнхенская филармония и Сантори-холл в Токио -- вот лишь некоторые концертные площадки, где выступала певица в последнее время. Только за несколько прошедших месяцев Алиева дала целую серию концертов в Санкт-Петербурге. Публика северной столицы, несмотря на свою строгость и взыскательность, после первого же выступления признали певицу любимицей. Интернет-форумы наполнились отзывами поклонников, которые ходят «на Алиеву», а филармоническим концертам гарантирован успех, когда солисткой объявлена Динара.
«Я помешана на совершенствовании, не люблю среднего пути», -- когда-то сказала Мария Каллас. В таком постоянном стремительном движении вперед протекает и жизнь Динары Алиевой. Наряду с концертами певица дебютировала в Большом театре, исполнив Лю в «Турандот» Пуччини и покорив московских критиков и меломанов своей сценической свободой и артистизмом. Образ лирической героини певица раскрыла неординарно, наполнив свою роль драматизмом и нестандартными решениями. Динара прекрасно владеет актерским искусством, мастерски вживается в образ своего персонажа. В ее исполнении и пение, и драматическая игра -- все слагаемые первоклассной оперной артистки высшего уровня.
Особенно эффектно удается Алиевой исполнение лирико-драматических партий, раскрытие образов противоречивых, страстных и благодаря своей многогранности позволяющих предлагать нестандартные прочтения ролей и максимально использовать богатство голоса, демонстрируя всю его широкую амплитуду -- от нежного, колоратурного, воздушного бельканто до сцен напряженных, требующих страстной игры и большой силы голоса.
В выступлении в Греции Динара Алиева обратилась к персонажам, являющимся в репертуаре лирико-драматического сопрано практически культовыми, исполнив фрагменты из опер, каждая из которых претендует на статус лучшей в наследии композиторов. «Травиата» Верди -- история блистательной красавицы-куртизанки с трагическим финалом -- положила начало реалистическому направлению в опере. «Тоска» Пуччини -- воспевание самоотверженной женской любви, готовой ради возлюбленного на любые жертвы и в конце концов на смерть, -- по статистике признана самой популярной и часто исполняемой оперой в мире. И «Паяцы» Леонкавалло -- высший образец веризма в опере, по-новому повествующий о любви, ревности и смерти. При выборе ключевых сцен из таких знаковых опер певице требовалась небывалая концентрация, необходимая для их качественного исполнения, ведь в операх эти сцены становятся итогом напряженного драматургического развития, в концертном же исполнении у артиста нет никакого «разбега». Часто арии, вырванные из оперного контекста, воспринимаются тускло, теряют в эмоциональности и становятся просто набором вокальных красот. Лишь большим артистам удается исполнять отдельные сцены из опер так, будто происходит живое театральное действие, с каждой арией моментально перестраиваясь в новый образ и даже в небольшом фрагменте увлекая слушателя своей трактовкой роли. Динаре Алиевой прекрасно удавались все перевоплощения. Конечно, выстроить такую галерею образов певице позволил не только яркий артистизм, но в первую очередь великолепный, практически безупречный вокал.
Динара Алиева обладает голосом, наделенным потрясающими свойствами. Красивый, глубокий тембр делает ее лирическое сопрано словно бархатным, а благодаря силе и мощности голос Динары выигрышно звучит в любой аудитории и ей доступен любой репертуар. Остается надеяться, что благодаря своему таланту и незаурядности, умению самосовершенствоваться и вдумчивой работе эта артистка будет еще многократно восхищать слушателей всего мира.
«Мы не увидим больше подобную ей», -- написал в некрологе на смерть Каллас Рудольф Бинг, выдающийся театральный деятель XX столетия, более 20 лет занимавший пост интенданта в нью-йоркской Метрополитен-опере. Появление на оперном небосклоне Динары Алиевой может оспорить эти слова мэтра. Ее звезда только восходит на небосклоне, а высокий уровень каждой из ее сегодняшних работ открывает перед ней большое будущее на мировой оперной сцене.
Ангелина КОМАРОВА