|
|
N°178, 29 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Здесь все немного сюрреалистично»
Во Владивостоке завершился VII международный кинофестиваль «Меридианы Тихого»
В России немало фестивалей, претендующих на статус международных, но счесть их таковыми можно лишь с большой натяжкой. По-настоящему международных фестивалей у нас всего два: ММКФ и «Меридианы Тихого», кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона, который в этом году прошел в седьмой раз.
«Здесь все немного сюрреалистично. Владивосток -- отличное место для проведения фестиваля», -- сказал американский астронавт Бенджамин Элвин Дрю, прилетевший в Приморье для участия в ретроспективе «Другое кино. Космос». Это одна из нескольких увлекательных программ, которые придумали и воплотили в жизнь генеральный продюсер «Меридианов» Александр Долуда и исполнительный директор Наталья Шахназарова. Президент фестиваля артист Сергей Степанченко, чья юность прошла во Владивостоке, собирает здесь чуть ли не всех известных российских артистов, чтобы звездная дорожка выглядела ничуть не хуже, чем на ММКФ. Появляются и зарубежные знаменитости: в этом году на открытие прибыла Катрин Денев. Город встречал ее на ура, но и она, повидавшая самые лучшие фестивали мира, выглядела здесь вполне счастливой. Однако знакомые кинозвезды -- и российские, и зарубежные -- появляются в основном на церемониях открытия и закрытия. Но фестиваль открывает новые имена.
Владивосток -- город уникальной природы и сильной энергетики, в нем много людей, имеющих страстный интерес к кинематографу. Поэтому появление фестиваля в этом городе закономерно -- его ждали. И кинематографисты из Перу, Австралии, Индии, Китая, Кореи, Канады едут сюда охотно, понимая, что их фильмы во Владивостоке оценят. Удивительно, но конкурс, как правило, подбирается необычайно сильный, чего практически никогда не случается на ММКФ (и это при бюджете в пять раз меньшем). Происходит так скорее всего потому, что «Меридианы Тихого» не замахиваются на весь мировой кинематограф, а четко обозначают свое место на большой фестивальной карте.
Короткий метр и полнометражное кино на «Меридианах» оценивает одно жюри (в этом году под руководством китайского продюсера Чоу Кена). Среди авторов короткометражек призы получили «Урок плавания» Кат Го и «Канистра» Джулиуса Эйвери. Фильм Кат Го из Сингапура -- маленькая зарисовка про то, как в аэропорту родители провожают дочь-подростка на учебу в США, и с этого момента как у отъезжающей, так и у остающихся начинается своя отдельная жизнь. Австралиец Джулиус Эйвери в своем динамичном фильме размышляет о детской жестокости и давлении ближнего окружения, под которым человек совершает поступки, вызывающие у него самого отторжение.
Специальный приз жюри получила индианка Нандита Дас, которая привезла на фестиваль фильм «Раскол» -- смелое, актуальное кино о межрелигиозных распрях в Индии. Интересно, что дебютировать таким злободневным, политически заостренным фильмом решилась востребованная красавица-актриса.
Призом за режиссуру жюри наградило Шона Бейкера, независимого американского режиссера с русскими корнями. Его «Принц Бродвея» вполне мог бы стать прокатным хитом, если бы наши дистрибьюторы лучше понимали ожидания публики. Смешная и трогательная история понравилась всем -- и зрителям, и жюри. Сюжет незатейлив: два темнокожих парня промышляют на задворках Нью-Йорка продажей подделок известных марок, крутятся как могут, чтобы выжить. К одному из них неожиданно приезжает бывшая подружка с двухлетним малышом, и поскольку мать тут же исчезает, он вынужден стать отцом-одиночкой. Актеры, включая младенца, играют фантастически точно и достоверно, от фильма, несмотря на все мытарства героев, рождается необыкновенно светлое ощущение, вера в жизнь и людей.
Главную награду -- приз «Раковина» и 625 тыс. руб. получил кореец Ян Ик-чун за фильм «Изгои». Жесткая драма про бандита и садиста, в недрах дремучей души которого, оказывается, дремало что-то человеческое. Суровая сага, снятая минималистки строго, поражает зрелым мастерством, тем более удивительным, что это дебют.
Специальный приз губернатор края Сергей Дарькин отдал российской картине «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину». Красивая хрустальная раковина тоже совершила путешествие. Стартовав во время ММКФ, 88 дней ее вез на велосипеде энтузиаст, влюбленный в кино, житель Приморья Николай Евменов. Преодоленное расстояние -- 9288 километров -- дало название почетной награде. Как раз столько от Москвы до Владивостока.
Ольга ГАЛИЦКАЯ