Время новостей
     N°177, 28 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.09.2009
Смена сюжета
Участники "дела Политковской" вступили в новый судебный процесс
В Таганском райсуде Москвы в пятницу начался процесс над бывшим оперативником московского УБОПа Сергеем Хаджикурбановым. Он является одним из главных обвиняемых по скандальному делу об убийстве журналистки Анны Политковской, но в данном случае его судят за другое. В рамках этого процесса ему вменяют вымогательство 350 тыс. долл. у бывшего сотрудника оперативно-поискового управления ГУВД Москвы полковника Дмитрия Павлюченкова. Последний, что примечательно, был главным свидетелем обвинения на первом процессе по тому же «делу Политковской».

По версии обвинения, Павлюченков и Хаджикурбанов были хорошо знакомы еще со времен работы в милиции, и когда последний за должностное преступление несколько лет назад попал в колонию, Павлюченкова попросили передать семье Хаджикурбанова 25 тыс. долл., которые собрал экс-глава Ачхой-Мартановского района Чечни Шамиль Бураев. Однако деньги семья осужденного милиционера так и не получила, что дало основания Хаджикурбанову считать, что Павлюченков их присвоил.

Освободившись из колонии в сентябре 2006 года, Хаджикурбанов вскоре попросил знакомого вернуть долг, на что тот заявил, что отдал деньги еще одному приятелю убоповца -- Лом-Али Гайтукаеву. Последний также фигурировал в «деле Политковской» как один из подозреваемых -- он приходится дядей братьям Махмудовых, которых следствие вместе с Хаджикурбановым считает соучастниками убийства журналистки. Стоит отметить, что в ходе расследования «дела Политковской» также задерживался и Шамиль Бураев, но позже он был отпущен.

Следствие считает, что Хаджикурбанов не поверил Павлюченкову и в начале 2007 года стал угрожать бывшему коллеге расправой, требуя вернуть долг. Получив отказ, бывший оперативник «включил счетчик», и сумма долга в скором времени выросла до 350 тыс. долл. Потерпевший в свою очередь записал на диктофон часть переговоров о возврате денег, и эти материалы в итоге легли в основу обвинения Сергея Хаджикурбанова в вымогательстве.

Из материалов дела следует, что для большего воздействия на должника подсудимый привлек дальнего родственника Павлюченкова Червоню Оглы, который стал убеждать того, что угрозы бывшего оперативника не просто слова, и во избежание проблем лучше поскорее вернуть деньги. Перепуганный Павлюченков в результате передал Хаджикурбанову через Оглы 50 тыс. долл., которые сумел собрать. В итоге, опасаясь, что с него будут требовать оставшуюся сумму, Павлюченков написал в милицию заявление о вымогательстве. Однако официально уголовное дело по факту вымогательства против Хаджикурбанова возбудили лишь через год -- в конце апреля 2008 года. К тому времени расследование «дела Политковской» было в самом разгаре, а Хаджикурбанов уже был арестован. Долгое время никаких активных действий по делу о вымогательстве не велось, и следствие активизировалось лишь в феврале 2009 года, за две недели до оглашения Хаджикурбанову приговора.

Адвокат Хаджикурбанова Андрей Литвин тогда высказывал мнение, что активизация расследования дела о вымогательстве напрямую связана с эпопеей расследования «дела Политковской». Процесс над обвиняемыми в ее убийстве тогда подходил к концу, и, как полагали многие наблюдатели, вероятность оправдательного приговора возрастала с каждым днем. Позиции обвинения были очевидно слабы, никаких прямых улик против обвиняемых братьев Махмудовых и Хаджикурбанова не было, и, по мнению адвоката, следствие с помощью нового дела пыталось не допустить освобождения бывшего убоповца. Адвокат Литвин отмечал, что оба дела -- и об убийстве Анны Политковской, о вымогательстве денег у Павлюченкова -- расследовал один и тот же следователь СКП Петрос Гарибян.

В рамках «дела Политковской» Хаджикурбанова обвиняли в технической организации убийства журналистки -- предполагалось, что именно он нашел и передал киллерам оружие. Давая показания по «делу Политковской», Павлюченков заявлял, что Хаджикурбанов в счет долга якобы предложил ему «поработать по СМИ», то есть организовать слежку за Политковской. Именно эти показания и легли в основу обвинения Хаджикурбанова, и никаких других доказательств его участия в убийстве журналистки в суде представлено не было. Сам Хаджикурбанов во время процесса по «делу Политковской» неоднократно заявлял, что Павлюченков пытается его оговорить, чтобы отправить за решетку и не возвращать долг. Также он отмечал, что обвинять его в организации убийства Анны Политковской просто глупо хотя бы потому, что из тюрьмы он вышел всего за две недели до гибели журналистки. В результате присяжные поверили подсудимым и их защите, а не прокурорам, и 19 февраля этого года полностью оправдали и его, и братьев Махмудовых.

Версия адвоката Литвина стала подтверждаться уже спустя неделю после оглашения приговора, когда Хаджикурбанова впервые вызвали на новый допрос по делу о вымогательстве. Несмотря на то что он исправно являлся на все вызовы следователя, 2 апреля после проведения очной ставки с Павлюченковым его задержали. В качестве еще одного подозреваемого по этому делу первоначально проходил и Шамиль Бураев, но обвинение в итоге ему так и не предъявили, а на скамье подсудимых вместе с убоповцем оказался Червоня Оглы, которого обвиняют в посредничестве при передаче денег.

Заседание в Таганском суде началось с ходатайства г-на Хаджикурбанова об объединении данного дела с «делом Политковской», поскольку в обоих фигурируют одни и те же лица. Однако суд на это не пошел, так как тогда бы процесс пришлось бы переносить на неопределенный срок. Как уже сообщалось, Верховный суд РФ в начале сентября вернул «дело Политковской» в СКП для дальнейшего расследования и поиска непосредственных исполнителей и заказчиков ее убийства. Поскольку же таковых найти следствию до сих пор не удалось, никто не знает, когда возобновится суд по этому делу.

Выступивший после этого г-н Павлюченков, который по «делу Политковской» включен в программу защиты свидетелей, подтвердил, что действительно был должен обвиняемому деньги, но речь шла не о 350, а всего о 15 тыс. долл., однако подсудимый включил «счетчик», после чего сумма долга многократно возросла. При этом он заявил, что деньги, которые для семьи г-на Хаджикурбанова передал Шамиль Бураев, он не присваивал. Г-н Хаджикурбанов попытался задать потерпевшему несколько вопросов, связанных с участием г-на Павлюченкова в «деле Политковской», но они были отведены судьей, как не имеющие отношения к рассматриваемому делу.

Ранее защита Хаджикурбанова заявляла, что Павлюченков в свое время наделал множество долгов и под видом сбора помощи для семьи оперативника просто пытался решить свои финансовые проблемы, и сам обращался к Бураеву с такой инициативой. Ожидается, что некоторые из кредиторов потерпевшего, который заявил в пятницу, что не имеет никаких долгов, могут выступить на процессе. Также предполагается, что в ходе процесса свои показания дадут Шамиль Бураев, а также Лом-Али Гайтукаев, который сейчас отбывает тюремный срок на Украине за покушение на местного бизнесмена.

Анатолий КАРАВАЕВ
//  читайте тему  //  Убийство Анны Политковской