|
|
N°177, 28 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Урановый Кум
Ядерная программа Ирана объединила мировых лидеров
Ситуация вокруг ядерной программы Ирана резко обострилась. Как раз в тот момент, когда собравшиеся в США мировые лидеры пытались подтолкнуть иранцев к диалогу, стало известно о строительстве в этой стране еще одного завода по обогащению урана. И это при том, что основным требованием международного сообщества к Тегерану было приостановить ядерные разработки. Причем эту сенсационную новость сообщили общественности не сами иранцы, а лидеры США, Франции и Великобритании 25 сентября на пресс-конференции в Питсбурге, где проходила встреча лидеров стран "большой двадцатки". Президент Барак Обама объявил со ссылкой на Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), что неподконтрольный этому агентству объект уже на протяжении нескольких лет сооружается вблизи иранского города Кум (к югу от Тегерана).
Иранский президент Махмуд Ахмадинежад рассказал об этом журналистам только после выступления Обамы и его коллег. Но узкий круг осведомленных лиц уже в понедельник, 21 сентября, был в курсе того, что Тегеран в письменном виде проинформировал МАГАТЭ о своем новом объекте. А за два дня до "большой двадцатки" американский президент Барак Обама призвал иранцев с трибуны Генассамблеи ООН в Нью-Йорке «не игнорировать международные стандарты». Показательно, что и Россия, прежде защищавшая Иран от новых санкций, дала понять устами президента Дмитрия Медведева, что на этот раз новые санкции не исключаются. Открытости от Ирана потребовал даже МИД Китая, хотя эта страна также ранее выступала против санкций.
А уже в Питсбурге, после того как было официально объявлено о ядерном объекте в Куме, российский лидер еще раз подтвердил: «Если исчерпаны все возможности влияния на ситуацию, можно использовать и международно-правовые санкции». Он оговорился: «Иран как государство имеет права на собственную мирную ядерную программу. Но речь идет именно о мирном использовании атомной энергии, а не о создании ядерного оружия. И это наша четкая позиция, которая ничем по этому поводу не отличается от позиций других ответственных стран, в том числе США». «Я не считаю, что санкции -- это лучший способ добиваться результата... Однако мы все равно говорим о том, что у нас есть всякого рода сомнения по поводу того, что делается в Иране», -- пояснил Медведев. Если суммировать его высказывания, то можно констатировать, что, несмотря на все оговорки, Россия никогда не была столь критична в отношении иранской ядерной программы.
Тем не менее Тегеран при желании может удовлетворить требование о допуске на новый завод международных наблюдателей. Свою добрую волю иранцы должны проявить до конца этого года. На этой неделе, 1 октября, представители России, США, Китая, Великобритании, Франции и Германии приступят в Женеве к очередному обсуждению иранской проблемы. Встреча состоится на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств, которые могут приступить к разработке нового пакета санкций. Затем понадобится какое-то время на проведение согласований.
Город Кум, где строится второй завод, является важнейшим религиозным центром шиитского Ирана. Революционные события 1979 года начались как раз там. По данным западных СМИ, завод распложен на территории тщательно охраняемой военной базы элитного «Корпуса стражей исламской революции». Часть его помещений находится под землей, а часть вырублены в скальной породе, и в них уже установлен каскад из 3000 центрифуг для обогащения урана.
Президент Барак Обама заявил, что «путь, по которому идет Тегеран, может привести к конфронтации». По его словам, конфигурация нового завода «не соотносится с мирной ядерной программой». Британский премьер Гордон Браун обвинил иранцев в «последовательной лжи». По его словам, в ситуации вокруг иранской ядерной программы не осталось «иного выбора, кроме как провести черту на песке». Президент Франции Николя Саркози расценил действия Ирана как «нарушение требований МАГАТЭ». Он предложил дать иранцам срок до декабря для ответов на все вопросы, беспокоящие мировое сообщество. В противном случае можно будет «серьезно ужесточить санкции».
По мнению наблюдателей, Россия и Китай такой подход уже поддерживают. «После консультаций с руководством США лидеры России и Китая отчасти изменили свое отношение к иранской ядерной программе», - сделала вывод британская газета «Таймс». Однако замдиректора Института США и Канады РАН генерал-майор Павел Золотарев считает, что «Россия пока отдает приоритет дипломатическим мерам». В интервью «Времени новостей» он, однако, заявил, что Москва «присоединится к новым санкциям, если убедится в неэффективности контроля над иранскими ядерными объектами со стороны МАГАТЭ».
Согласно западным СМИ, ссылающимся на источники в администрации США, американская разведка узнала о новом ядерном объекте в Иране еще год назад. Но эта информация была обнародована лишь после того, как сами иранцы догадались о раскрытии своего секрета и поспешили проинформировать МАГАТЭ во избежание более жесткой реакции мирового сообщества.
Иранская сторона настаивает на том, что сооружение завода не завершено, а потому открывать его для инспекций рано. Президент Махмуд Ахмадинежад на пресс-конференции в Нью-Йорке 25 сентября заявил, что регламент МАГАТЭ требует сообщать о появлении ядерного объекта не позднее, чем за шесть месяцев до начала его работы, а новый завод будут запущен не ранее чем через 18 месяцев. «То, что мы делали, полностью соответствовало закону. Мы проинформировали МАГАТЭ, Агентство приедет, взглянет и подготовит доклад - во всем этом нет ничего нового», - постарался "заземлить" ситуацию Ахмадинежад. Постпред Ирана при МАГАТЭ Али Акбар Салехи подтвердил, что его страна разрешит инспекторам посетить стройку, а о сроках инспекции «представители Ирана договорятся с агентством».
«Скорее всего, цель иранцев - полностью овладеть ядерным технологическим циклом и войти в состав так называемых «латентных стран» - таких, как Япония или Швеция. Они способны в случае военно-политической необходимости быстро создать ядерное оружие», - полагает генерал-майор Золотарев.
Тревогу в мире вызывает и активно развивающаяся в Иране ракетная программа. Характерно, что именно вчера иранцы сообщили о запуске нескольких десятков ракет меньшей и средней дальности. Сегодня в рамках продолжающихся в Иране военных учений будут запущены самые мощные иранские ракеты «Шахаб-3» с радиусом действия до 2 тысяч километров. Они способны поражать цели на территории Израиля, который президент Ахмадинежад ранее угрожал «стереть с карты мира».
В еврейском государстве связали иранские испытания с отмечаемым в эти дни самым важным израильским праздником - Йом Кипур (Судного дня). Он начался вчера после захода солнца и продлится до захода солнца сегодня. В этот день главного и самого строгого иудейского поста по всему Израилю останавливается транспорт, закрываются предприятия и магазины, прекращаются теле- и радиотрансляции. В 1973 году в Судный день на Израиль одновременно напали сирийская и египетская армии.
Мировые СМИ активно обсуждают возможность нанесения Израилем упреждающего удара по атомным объектам Ирана. Как сообщила вчера британская «Санди экспресс», Саудовская Аравия уже выразила поддержку Израилю в данном вопросе. Это может означать, что Эр-Рияд, с которым у Израиля нет дипотношений, мог бы предоставить воздушный коридор для пролета израильских боевых самолетов. В то же время источник в израильской делегации на Генассамблее ООН дал понять «Времени новостей», что еврейское государство сейчас предпочитает занять выжидательную позицию: «США и Европа и так сильно обеспокоены информацией о втором иранском заводе по обогащению урана, поэтому пока Израиль предпочитает не вмешиваться».
Тем менее, израильтяне явно не ослабевают дипломатических усилий. По утверждению сведениям израильской газеты «Маарив», именно премьер Биньямин Нетаньяху, 7 сентября совершивший тайный визит в Москву, стал посредником между российским и американским руководством. Как пишет газета, через израильского премьера американцы сообщили российскому руководству о своем отказе от размещения системы противоракетной обороны в Восточной Европе. Вместо этого она может быть развернута в израильской пустыне Негев. А Россия якобы уже тогда не исключила возможности того, что поддержит новые санкции против Тегерана.
Дмитрий ДУБОВ, Нью-Йорк--Иерусалим, Борис ЮНАНОВ, Петр ИСКЕНДЕРОВ