|
|
N°177, 28 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Есть такой эффект А380»
Директор по маркетингу "проекта А380" Ришар КАРКЭЛЛЕ продает самые большие в мире авиалайнеры. Хотя пока в России нет ни одной такой машины, совсем скоро они обязательно будут летать из Москвы в Сочи. Об этом он рассказал обозревателю газеты «Время новостей» Михаилу КУКУШКИНУ в Тулузе, на заводе концерна Airbus, где собирают эти воздушные суда.
-- В текущем году вы планировали поставить заказчикам 14 А380, но реально передали им только шесть машин. Означает ли это, что мировой финансовый кризис заставил вас изменить свои производственные планы?
-- Да, мы поставили шесть самолетов в этом году, 12 -- в прошлом, и еще один самолет поставили в 2007-м. То есть сейчас в эксплуатации находятся 19 авиалайнеров. Мы по-прежнему намерены выполнить план этого года по поставке 14 самолетов. То, что поставка распределяется неравномерно в течение года, это обычная вещь, она определяется пожеланиями и потребностями наших заказчиков. На конец года всегда приходится больше поставленных самолетов, чем на первые месяцы.
-- В каждом А380 -- 100 тыс. проводов общей длиной 530 км. Как известно, в 2005--2007 годах трудности с монтажом этих проводов задержали начало поставок А380 заказчикам почти на два года. Можете ли вы сказать, что сегодня эта техническая проблема полностью в прошлом?
-- Эта проблема преодолена. Суть ее заключалась не в отказах каких-то электронных компонентов и не в интерференции систем, а просто в том, что длина проводов была неправильно рассчитана. Секции самолета изготовляются отдельно, провода в каждой из них тоже прокладываются отдельно, а при окончательной сборке они должны идеально стыковаться. Вот с этим возникали проблемы. Просто проектирование проводки, как оказалось, шло не вполне в ногу с изменениями формы фюзеляжа, которые происходили при его разработке. Как известно, маленькие ошибки, накапливаясь, могут провоцировать большие последствия. Нам пришлось вручную переделать проводку на нескольких собранных самолетах и параллельно перепроектировать схему электропроводки, то есть создать новый трехмерный электронный макет, согласно которому прокладываются провода. Уже с 2008 года все А380 изготавливаются в соответствии с этой новой схемой.
-- До кризиса Airbus объявлял, что к 2011 году планирует довести темп производства А380 до 45 машин ежегодно. Однако теперь количество заказов существенно изменилось. В текущем году вы получили всего два. Остаются ли в силе ваши планы насчет 45 самолетов в год?
-- Действительно, в этом году поступил только один заказ на два самолета. Мы продолжаем нашу коммерческую кампанию, но пока не можем сказать, принесет ли она какие-то результаты до конца года. Но должен подчеркнуть, что у нас не было и отказов. С сентября 2008 года ни один клиент не отменил ранее сделанного заказа на А380. Всего мы сейчас имеем 200 заказов на них от 16 авиакомпаний.
Что касается цифры в 45 самолетов, мы по-прежнему намереваемся на нее выйти, только не в 2011 году. Когда именно, пока не решено, поскольку мы сейчас находимся в самой нижней точке спада. Когда станет понятно, что кризис проходит, возможно, мы сможем более ясно спрогнозировать перспективы рынка и соответственно построить обоснованные производственные планы. Пока мы производим по два самолета в месяц. Возможно, в ближайшие год-два будем делать немного больше.
-- Тогда же, до кризиса, Airbus официально заявлял, что для достижения безубыточности проекта необходимо продать всего 420 А380. Не пересмотрена ли эта цифра?
-- Мы больше не комментируем этот показатель и, думаю, правильно делаем, потому что он зависит от множества факторов -- обменных курсов валют, текущей рыночной ситуации. Мы знаем, что наши машины рентабельны в эксплуатации. Есть такой эффект А380 -- положение авиакомпании на рынке укрепляется после того, как она приобретает А380. Поэтому я считаю, что проект идет успешно.
-- Есть мнение, что сфера применения А380 в силу его размеров всегда будет ограничена небольшим количеством. Например, в России считается, что подходящих маршрутов для них нет вовсе. Согласны ли вы с такой точкой зрения?
-- Прежде всего я хочу вам сказать: то, что мы видим сейчас, -- только начало. Два десятка самолетов, находящиеся сейчас в эксплуатации, просто не могут обслужить больше маршрутов, чем они уже обслуживают. Для этого самолета существует широкий рынок не только на ключевых направлениях: Европа--Азия, трансатлантическом, транстихоокеанском. Для примера могу сказать, что мы подписали пока протокол о намерениях с авиакомпанией, работающей на французском острове Реуньон в Индийском океане. Они хотят использовать А380 на маршруте Париж--Реуньон. Это небольшой остров возле Африки, но направление дает высокую загрузку не только благодаря туризму, но и поездкам родственников, бизнесменов. И таких маршрутов высокой интенсивности есть еще очень много. Например, возьмем маршрут Москва--Сочи. В сезон из всех трех аэропортов московского региона туда вылетает по 40 рейсов ежедневно. Оператор, который первым отправит из Москвы в Сочи А380 в одноклассной компоновке (только эконом-класс), наверняка будет работать с прибылью.
Что такое "проект А380"
Airbus приступил к работе над концепцией проекта в 1996 году. Выкатка первого экземпляра самого большого из созданных до сих пор в мире самолетов состоялась 18 января 2005 года. Однако уже спустя несколько месяцев, в апреле 2005 года, Airbus объявляет об отставании от графика работ и о том, что поставка первого самолета откладывается на несколько месяцев. Из-за трудностей, возникших в процессе проектирования, церемония передачи первого готового лайнера переносилась неоднократно, в общей сложности почти на два года. Дальнейшие задержки с поставкой самолетов были связаны, по заявлению руководства компании, с техническими проблемами при производстве: при окончательной сборке в Тулузе машины приходилось оснащать дополнительными кабелями, поскольку это оказалось невозможным в производственном цикле на авиастроительном заводе в Гамбурге.
|