|
|
N°100, 06 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Определение верблюда
Госдума и правительство столкнулись на энергетическом поле
Большая правительственная делегация во главе с вице-премьером Виктором Христенко вчера презентовала депутатам энергетического комитета Госдумы пакет законопроектов, касающихся реформирования электроэнергетики. Исходя из дебатов на заседании комитета можно сделать вывод, что основная борьба развернется вокруг пункта об ограничении прав собственников электрических сетей. Глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс призывает к жесткости в этом вопросе. А некоторые депутаты, судя по всему выражающие точку зрения не входящих в систему РАО собственников сетей, говорят о необходимости четко соблюдать нормы права.
Г-н Чубайс заявил, что РАО не удовлетворено теми законопроектами, которые правительство внесло в Госдуму. Он говорит, что они «половинчатые»: законопроекты должны были усилить роль государства в монопольной сфере электроэнергетики и ввести рынок в конкурентной сфере электроэнергетики, но «получилось, что роль государства ужесточили наполовину, а в конкурентном секторе роль государства сняли наполовину». В вопросе ограничения прав собственников сетей, привел пример г-н Чубайс, записано, что ограничены могут быть только владельцы тех линий, которые построены до введения в действие обсуждаемого сейчас законопроекта «Об электроэнергетике» (под ограничением понимается тот факт, что управление диспетчерскими и другими режимами на частных сетях, равно как и заключение договоров по транспортировке электричества по этим сетям, будут контролироваться Федеральной сетевой компанией и Системным оператором). «А остальные, которые будут построены, что, могут не подчиняться командам диспетчера? Почему одних ограничивают, а других -- нет? Нужно всех ограничивать и делать это в десять раз жестче, чем прописано в законопроекте», -- горячился он.
Главе РАО отвечал Виктор Христенко: «Есть определение верблюда: верблюд -- это арабский скакун, прошедший согласование», -- иронизировал он. В законопроектах, представленных правительством, пояснил он свою шутку, есть попытка учесть мнения всех участников рынка, ученых и т.д.: «Ведь каждый считает, что скакуна ведет именно он». По этой причине проекты стали в значительной степени компромиссными. В дальнейшем, полагает г-н Христенко, правительство также будет придерживаться компромиссной позиции.
Исходя из этих заключений эксперты энергетического рынка делают вывод, что хотя законопроекты в нынешнем виде и не во всем устраивают г-на Чубайса, он все же готов играть по таким правилам. Ведь в противном случае -- если он будет поддерживать правительственный вариант -- компромисс окажется ближе к его оппонентам.
Противников же предложенного федеральной исполнительной властью хода реформ среди депутатов вчера нашлось несколько. Депутат Ярослав Швыряев заявил, что, во-первых, он не понимает, почему отраслевые законы должны приниматься сейчас, а энергетическая и экономическая стратегия страны -- когда-то потом. По его мнению, должно быть наоборот. А во-вторых, нет четкого расчета, сколько же отрасли нужно инвестиций: в одном законопроекте говорится о 50--70 млрд долл. в течение пяти лет, в другом -- 96 млрд, в третьем -- 170 млрд. При этом, утверждает он, «нигде не написано, что получат инвесторы». Эти и многие другие причины и побудили его написать собственный законопроект «О регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию», основной мыслью которого, по его словам, будет создание фонда развития электроэнергетики, в который будет перечисляться инвестиционная составляющая в тарифе.
Помимо этого, как и ожидалось, в Госдуме появились и другие альтернативы правительственным законопроектам. Депутат Валентин Романов (КПРФ) призвал всех своих коллег не обсуждать «безальтернативные» проекты. Виктор Христенко, отвечая на вопрос газеты «Время новостей» по этому поводу, заявил: «Попытка внести параллельно альтернативные законопроекты не вполне конструктивна, ведь пакет, представленный правительством, уже вобрал в себя и компромиссные нормы, и поправки. Взгляды на реформу у всех разные, зачастую полярные, если учитывать все плюсы и минусы, то результатом будет ноль: плюс на минус равно ноль. А нам нужно и ребенка с водой не выплеснуть».
Оппоненты вчера очень часто повторяли, что с принятием законопроектов нужно поспешить -- они нужны не завтра, а уже сегодня. При этом в случае если компромисса по основному принципиальному вопросу найти не удастся, есть риск, что повторится ситуация годичной давности, когда в рабочей группе президиума Госсовета (которой руководил томский губернатор Виктор Кресс) появилось 15 вариантов реформирования отрасли, которые нужно было свести в единую концепцию. В результате компромиссом стало простое вычеркивание спорных пунктов. Не исключено, что и законы об электроэнергетике, которые выйдут из Госдумы, как и предшествующие им документы, окажутся неконкретными.
ФОТО
Виктор Христенко привел скакуна
Николай ГОРЕЛОВ