|
|
N°177, 28 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Матерь нации
Имидж канцлера как феномен Германии
«Что делает Ангела Меркель со старыми вещами?» -- спрашивалось в анекдоте 2005 года, когда фрау Меркель стала канцлером Германии. Ответ: «Она их носит». Пресса, как и сатирические телепрограммы того времени, не упускали случая пошутить по поводу слишком делового и не слишком женственного образа нового бундесканцлера. За четыре года образ Меркель сильно изменился, ее популярность укрепилась. Она, кажется, с легкостью добивается того, чего не могли достичь ее предшественники. Политологи стали говорить о «феномене Меркель». Одним из объяснений успеха является ее имидж. И это при том, что вопрос имиджа немецкое общество обычно не интересует.
В отличие от англосаксонских стран и России имидж политика в Германии обсуждается редко. О политике и политиках, конечно, спорят, но больше говорят о политических позициях или конкретных действиях. В биографиях политических деятелей если и затрагивается тема личной харизмы или внешнего вида, то, как правило, без внимательного обращения к тому, как эта харизма или этот вид создаются.
Под имиджем принято понимать целенаправленно сформированный образ, оказывающий эмоционально-психологическое воздействие и устойчиво воспроизводящийся в массовом сознании. Образ есть у каждого, а вот имидж бывает лишь у того, чей образ подвергается сознательному конструированию. Считается, что в политике обойтись без имиджа почти невозможно. И даже если анализ немецких СМИ может поставить данное утверждение под вопрос, значение имиджа для продвижения по вертикали власти от этого не уменьшится. Немецкие политики в этом не исключение.
Согласно опросам, большинство немцев считает Ангелу Меркель компетентным и сильным политиком. Хотя мало кто сможет объяснить, чем отличаются ее политические взгляды от политики конкурентов. Меркель отвечает представлениям немцев о «правильном» канцлере -- последовательном и прогнозируемом. И при этом остается неуязвимой и необъяснимой. Соперники признают, что выпады против Ангелы Меркель почти невозможны: вызывать ее на конфронтацию -- все равно, что бороться с собственной тенью. В этом ей помогает умение давать короткие, иногда сухие, но ироничные комментарии, устраивающие всех и в то же время закрывающие не нужную ей дискуссию. Она редко возражает напрямую, вместо «но» чаще использует «вместе с тем» или «а также».
Жизнь предыдущего канцлера Герхарда Шредера активно обсуждалась и журналистами, и обществом. О личной жизни Ангелы Меркель известно мало: ей 55 лет, не имеет детей, любит писать эсэмэски, готовить блюда традиционной немецкой кухни. Она выращивает помидоры и не занимается спортом. Нынешний и второй муж Ангелы Меркель -- Йоахим Зауэр работает профессором теоретической химии в Берлинском университете и редко сопровождает супругу на официальных мероприятиях.
Внешний вид Ангелы Меркель постепенно модифицировался. Прическа «под горшок», отсутствие объема и блеска волос, старомодные костюмы -- это осталось в прошлом. Укладка стала более модной, волосы более объемными, обувь теперь не просто удобна, но и более элегантна. В 2008 году на приеме в Осло ее вечерний туалет с неожиданным декольте преподнес самую влиятельную женщину мира не только как чиновника, но и как леди. У нее появилась собственная стилистка, об имидже заботится и ее пресс-секретарь. Тем не менее имидж Ангелы Меркель остается деловым и скромным. Ее пример --это замечательная иллюстрация к правилу имиджмейкинга, утверждающему, что одежда и внешний вид политика должны отражать его политические позиции, соответствовать ситуации и тому коммуникационному посланию, которое этот политик несет обществу.
Внешние изменения можно проследить не только в одежде или прическе; движения Меркель стали уверенными, скованность в жестикуляции исчезла, порой наигранная ранее улыбка стала естественной. Неизменным остается демонстрируемое безразличие канцлера к внешнему виду. Только работающие в ее окружении знают, как неравнодушно относится она к свом фотографиям в прессе. Фотографам не рекомендовано делать снимки канцлера в профиль и снизу. Известен случай, когда канцлер сама прогнала папарацци, снимавшего ее с оптически невыгодной позиции. Однажды она на встрече с народом лично отодвинула в сторону полицейских, создававших фотографам не совсем демократичный фон.
Образ Ангелы Меркель в немецком обществе и СМИ, хотя и не яркий, но гармоничный и вполне законченный. Она не любит помпезности, проживает в том же доме в центре Берлина, в котором жила и до избрания канцлером. В отличие от своего предшественника Герхарда Шредера (канцлера в 1998--2005 годах) не проявляет склонностей к дорогим вещам или деликатесам. Отличается от предшественника и отношением к журналистам. Она подчеркнуто дистанцирована и не допускает панибратства. Не спорит и не доказывает, а поясняет и разъясняет. Она умело использует неформальное общение с прессой, осторожно подсказывая полезные для себя темы. А если публикации ей не понравились, оставляет за собой право на критические, даже язвительные комментарии. Отношения Меркель и СМИ отличают ее не только от предшественников, но и от коллег из стран Евросоюза. Пусть эти отношения и лишены эмоций, симпатий, они эффективны и транслируют обществу тот имидж, который и объясняет ее успех.
Ангелу Меркель иногда теперь сравнивают с Гельмутом Колем (бундесканцлер в 1982--1998 годах) или Маргарет Тэтчер (премьер Великобритании в 1979--1990 годах). Но ее имидж -- своего рода феномен, в основе которого -- отсутствие яркого образа и некоторое единство противоречий. В массовом сознании она вышла за рамки лидера христианских демократов и стала своего рода матерью (по иным высказыванием -- бабушкой) нации. Так что независимо от исхода этих выборов имидж Меркель стал новой моделью для политтехнологов. Этот имидж, конечно же, может быть скопирован. Но для успешности такого копирования нужна будет подходящая политическая система, соответствующий менталитет и аналогичная ситуация, в которой лучший образ -- отсутствие такового.
Александр КРЫЛОВ, директор Берлинского Вест-Ост института международного менеджмента и имиджевых исследований, доктор философии,