«Ямал может и должен стать новым центром производства сжиженного природного газа в России», -- заявил вчера председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер
на совещании с участием премьер-министра Владимира Путина по вопросам освоения месторождений газа полуострова. По его словам, ресурсной базой для ямальского СПГ должна стать Тамбейская группа месторождений с запасами 2,3 трлн кубометров. Лицензии на них контролируют сам госконцерн (Северо-Тамбейское, Западно-Тамбейское, Тасийское и Малыгинское) и НОВАТЭК (Южно-Тамбейское с резервами по категории ABC1+C2 1,2 трлн кубометров). Президент и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон вчера предложил включить свое месторождение, «учитывая подготовленность», в первую фазу освоения месторождений Ямала.
До сих пор во всех официальных планах «Газпрома» разработка ресурсов Тамбейское группы фигурировала за пределами обозримой перспективы, после 2025 года. В приоритетном порядке монополия собиралась вводить Бованенковское месторождение (по нему было принято инвестиционное решение о запуске в конце 2011 года) и строить новую газопроводную систему с Ямала до Ухты. Сейчас эти стройки практически заморожены, а начало добычи газа на полуострове отложено на один год с официальной формулировкой -- из-за падения спроса на газ в России и на внешних рынках в период кризиса. Фактор изменения рыночной конъюнктуры, который, к слову, гораздо сильнее ударил по продажам и ценам на СПГ, нежели на традиционный для «Газпрома» трубопроводный газ, тем не менее, не сказался на очередном всплеске интереса монополии и российского правительства к производству сжиженного газа на ямальских месторождениях. И в скором времени это, очевидно, найдет отражение в официальных документах, начиная с проекта Генеральной схемы развития газовой отрасли до 2030 года и заканчивая Стратегией «Газпрома» в сфере СПГ. Одно из объяснений этому заключается в том, что перспективы развития конструктивных отношений с самым платежеспособным потребителем российского газа - Европой - туманны. И если с отдельными странами, традиционными клиентами все нормально, то с Еврокомиссией, которая стремится получить мандат на формирование единой энергетической политики ЕС, диалог, мягко говоря, не клеится.
Кроме того, инициатива совпала по времени с рядом сделок, в результате которых структуры влиятельного предпринимателя Геннадия Тимченко, знакомого Владимира Путина и совладельца крупнейшего трейдера российской нефти, сначала стали владельцами 74,9% «Ямал-СПГ», владеющего лицензией на Южно-Тамбейское месторождение, затем продали контрольный пакет НОВАТЭКу, заключили опцион на уступку оставшихся акций в случае появления стратегического инвестора, а в довершение увеличили долю в самом НОВАТЭКе до 18%. Сам г-н Тимченко во вчерашнем совещании участия не принимал.
По словам г-на Миллера, «рынок сжиженного природного газа в мире с 2000 по 2008 год вырос на 70%, а к 2020 году вырастет еще в два раза», и Россия сможет занять до 25% этого объема. Согласно ВР Statistical Energy Review, в прошлом году было продано 164 млн тонн СПГ. То есть российская доля через 11 лет должна вырасти с текущих 5 млн тонн в рамках стартовавшего в этом году завода на Сахалине до 80-90 млн тонн. Рассматривается возможность строительства третьей линии на «Сахалин-2», что может увеличить проектную мощность здесь с 9,6 млн тонн до примерно 14 млн тонн. Первая фаза освоения Штокмановского месторождения в Баренцевом море, над которой работает консорциум «Газпрома», Total и StatoilHydro, предполагала производственную линию на 7,5 млн тонн в год с 2014 года. Инвестиционное решение еще не принято, но рассматривается возможность строительства сразу двух очередей завода. Впрочем, там еще нужно разобраться с массой технических проблем, связанных с неизведанной для «Газпрома» областью подводной добычи газа.
И вот теперь российское правительство стимулирует еще один неоднозначный проект. Напомним, что несколько лет назад газовый монополист изучал вопрос целесообразности строительства завода по производству СПГ на крупном Харасавейском месторождении, расположенном на западном побережье полуострова Ямал (годовая добыча до 32 млрд кубометров). Но отказался от этих планов из-за экономической нецелесообразности (сложная ледовая ситуация, мелководье и т.д.). Тамбейская группа месторождений находится на северо-востоке полуострова, то есть с климатической и логистической точек зрения имеет еще более сомнительное положение. По словам г-на Михельсона, добыча на самом подготовленном из месторождений может составить 25 млрд кубометров в год на протяжении не менее 30 лет. Предварительные инвестиции в проект НОВАТЭК, по информации «Времени новостей», оценивает в 18-20 млрд долларов. Если учесть, что «Газпром» недавно получил лицензию на крупное Крузенштерновское месторождение (рядом с Харасавеем), то и по ресурсному потенциалу преимуществ не видно.
Впрочем, основные претенденты в партнеры «Газпрому» и НОВАТЭКу -- Shell и Total вчера еще раз заявили, что готовы начать сотрудничать на Ямале. «Основываясь на нашем опыте работы в рамках «Сахалина-2», мы готовы разработать соответствующее решение о целесообразности строительства таких объектов (СПГ-завода. -
Ред.) и здесь», -- заявил новый главный исполнительный директор Shell Питер Возер. Он, правда, не уточнил, какого рода сахалинский опыт имеется в виду. Как известно, два года назад иностранные инвесторы во главе с англо-голландской компанией были вынуждены уступить «Газпрому» контроль в «Сахалин-2» под давлением российских властей. «У нас очень хороший аппетит, -- сказал, в свою очередь, глава французской Total Кристоф де Маржери, опыт которого на Штокмане пока не идет ни в какой сравнение с шелловским на Сахалине. -- Total готова участвовать в этом совместном предприятии».