|
|
N°176, 25 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Они ушли на север
Сухогруз Arctic Sea отправили в новое плавание
Мальтийский сухогруз Arctic Sea, известный на весь мир из-за истории с его захватом пиратами и освобождением российскими ВМФ, продолжает преподносить все новые загадки. С тех пор как сторожевой корабль «Ладный» обнаружил его у берегов Африки и задержал захватчиков, прошло уже больше месяца, но судьба судна остается по-прежнему неясной. С начала сентября сухогруз находился у Канарских островов и ждал разрешения на заход в порт Лас-Пальмас, где он должен был быть передан судовладельцу. Но все время возникали какие-то якобы технические сложности.
Вчера же появилась новая проблема. Власти испанского порта сообщили, что в швартовке Arctic Sea отказано из-за присутствия на нем российских военных моряков, что затрудняет его правовую идентификацию. Ранее в ВМФ РФ утверждали, что их представители в любой момент могут покинуть сухогруз. Однако они этого делать так и не стали. Вместо этого, как вчера стало известно, военные увели Arctic Sea от Канарских островов. Куда именно теперь направляется освобожденное судно, осталось непонятно. Известно лишь, что оно по-прежнему в сопровождении кораблей ВФМ России пошло куда-то на север. Тем временем жены четырех остающихся на борту Arctic Sea членов экипажа вчера обратились с открытым письмом к правительствам всех заинтересованных стран с просьбой сделать все, чтобы их близкие вернулись наконец домой.
Мальтийский сухогруз Arctic Sea, который принадлежит финской компании Solchart, вышел 22 июля из финского порта Пиетарсаари с грузом древесины и 4 августа должен был прийти в алжирский порт Беджайя. Команда судна состояла из 15 российских моряков из Архангельска. Но после того как Arctic Sea вышел в Атлантику, на нем была отключена система автоматической идентификации (AIS), и связь с ним прервалась. Была организована поисковая операция, и 17 августа российский сторожевой корабль «Ладный» обнаружил и освободил судно в 300 милях от Кабо-Верде. Как выяснилось, еще ночью 24 июля в районе шведских островов Готланд и Оланд к сухогрузу причалила моторная лодка, с которой на борт поднялись восемь вооруженных людей . Они захватили корабль, отключили связь и повели корабль на юг вдоль африканского побережья. Предполагаемые захватчики и 11 моряков сухогруза были доставлены в Москву, а капитан и три члена команды были оставлены на судне для «поддержания его жизнедеятельности».
26 августа Басманный суд Москвы арестовал сухогруз, и, поскольку за рубежом выдвигались версии, что на его борту могли находиться наркотики или оружие, для его досмотра вылетела бригада сотрудников СКП. Около двух недель они обыскивали судно, находившиеся неподалеку от Канарских островов, но, как было объявлено, так и не нашли ничего запрещенного. Но и после завершения следственных действий Artic Sea так и не смог зайти в Лас-Пальмас. Сначала назывались различные технические причины -- представители РФ, Испании, Мальты, под флагом которой ходил корабль, и судовладельца якобы не могли договориться о деталях его передачи и о том, кто должен оплатить сопутствующие расходы.
Вчера же выяснилось, что проблема совсем другая. Компания Solchart распространила полученное от портовых властей Лас-Пальмаса сообщение, согласно которому ввиду того, что Arctic Sea был взят под контроль российскими военными, Испания больше не рассматривает его как принадлежащее Мальте. «Принимая во внимание то, что судно не имеет государственного флага и не может выполнить ряд предусмотренных международным законодательством требований, мы рассматриваем Artic Sea не как торговое судно, а как плавучий объект, контролируемый иностранными ВМС», -- говорится в сообщении. В связи с этим испанские власти запретили судну навигацию в своих территориальных водах.
А вчера утром представитель порта в Лас-Пальмасе объявил, что судно ушло обратно в море. «Сухогруз и военный корабль исчезли с наших радаров, которые покрывают радиус примерно в 25--30 морских миль», -- сообщил он. Замдиректора Solchart Arkhangelsk Иван Бойко в свою очередь заявил, что российские военные уводят судно на север. «Более точной информации мы не имеем. Все наши попытки добиться от испанских властей разрешения на заход в порт Лас-Пальмас закончились безрезультатно», -- сказал он, добавив, что представитель компании Карпенков вместе с техническими специалистами, которые должны были принять судно, возвращаются в Архангельск.
В финском офисе Solchart вчера сообщили, что не знают, куда теперь направляется Arctic Sea, но, по их данным, неисправный сухогруз буксирует спасательное судно ВМФ России «Алтай», о присутствии которого рядом с Arctic Sea раньше не сообщалось. Примечательно, что ранее в Минобороны РФ заявляли, что российские военные в любой момент могут покинуть борт Arctic Sea и что сторожевик «Ладный» будет сопровождать его «до завершения всех процессуальных действий, связанных с сухогрузом». «Помимо функций охраны Arctic Sea российский боевой корабль обеспечивает навигационную безопасность сухогруза», -- заявил источник. При этом осталось неясно, о каких «процессуальных действиях» идет речь, поскольку следователи давно объявили о «завершении процессуальных мероприятий».
Куда теперь направился Arctic Sea, никто не знал. Высказывались лишь предположения, что он может идти в порт приписки на Мальту, в изначальный пункт назначения Беджайю или Новороссийск. Получить комментарий относительно дальнейшей судьбы сухогруза и экипажа в МИДе и Минобороны вчера не удалось. Лишь глава пресс-службы ВМФ Игорь Дыгало заявил, что судно по-прежнему находится у Канарских островов.
Тем временем жены четырех остающихся на борту членов экипажа Arctic Sea -- Елена Зарецкая, Ирина Кузнецова, Виктория Шумик и Лидия Волова -- вчера выступили с обращением к Международному профсоюзу моряков (ITF), Красному Кресту, а также правительствам России, Испании, Мальты, Финляндии с просьбой вернуть их мужей домой. «Моряки ни в чем не обвиняются, они находятся в статусе потерпевших, -- говорится в нем. -- 19 сентября следственная группа уехала, связь с судном прекратилась. До этого наши мужья звонили нам примерно четыре раза, продолжительность разговора 1--1,5 минуты. С 18.09.09 связи нет. Из разговора с мужьями мы узнали, что все они находятся в плохом физическом состоянии. Запас воды на судне мал: вода подается холодная по десять минут в сутки, питание скудное». Также в нем отмечается, что из-за нахождения в плену и дальнейшей изоляции от внешнего мира все моряки находятся в стрессовом состоянии.
«Нам говорят, что наших мужей никто не удерживает насильно. Но как могут граждане России добровольно покинуть судно, не имея при себе паспортов (их уничтожили захватчики) и визовых документов! Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года моряки-северяне с 30-летним стажем знают отлично. Согласно ей они не имеют права покинуть судно в данной конкретной ситуации. Непонятно только, почему почти два месяца наши моряки -- гражданские лица -- должны поддерживать «жизнедеятельность судна» и находящиеся на нем «дрова» бесплатно. Мы, четыре отчаявшиеся женщины и наши дети, просим все компетентные организации, призванные защищать права человека, помочь нашим семьям немедленно вернуть домой наших ни в чем не повинных мужей», -- возмущаются жены моряков.
Анатолий КАРАВАЕВ