|
|
N°176, 25 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Найти потерпевшего
Следователь и адвокат готовы стать мошенниками, чтобы избежать обвинения во взятке
Столичное управление СКП, как стало известно "Времени новостей", возбудило уголовное дело в отношении заместителя начальника 2-го отдела следственной части следственного управления при УВД по Восточному административному округу (СЧ СУ при УВД по ВАО) майора юстиции Сергея Гаека и адвоката Объединенной коллегии адвокатов московской адвокатской палаты Ларисы Пановой. Они обвиняются в покушении на получение взятки в 30 тыс. долл., которую, сговорившись, требовали от москвича, обещая сделать так, чтобы он не попал под следствие и избежал "связанных с этим неприятных последствий".
Примечательно, что обвиняемых задержали с поличным, но следствие пока не может разыскать самого потерпевшего. После первого же разговора о его возможном аресте молодой человек с испугу ударился в бега. А все дальнейшие переговоры с адвокатом и следователем вел его приятель, который в конце концов и сообщил правоохранительным органам о вымогательстве взятки. Сами обвиняемые не отрицают, что пытались получить с жертвы деньги, но расценивают это не как взятку, а обычное мошенничество.
В поле зрения сотрудников московского управления собственной безопасности (УСБ) майор Гаек и адвокат Панова попали в начале августа этого года, когда к ним с заявлением обратился ведущий специалист Национального юридического консалтингового агентства Андрей Корнеев. Он рассказал, что у его друга Алексея Гребенникова вымогают деньги якобы за непривлечение его к уголовной ответственности по делу банды, специализировавшейся на разбойных нападениях на инкассаторов и частных перевозчиков денег.
Из заявления г-на Корнеева следовало, что друг Гребенникова был задержан вместе с другими участниками банды и арестован. Его адвокатом стала Лариса Панова. Гребенников не бросил приятеля в беде и помогал ему как мог -- носил передачи в следственный изолятор, интересовался у защитников, как у того дела. Однажды Гребенников спросил у г-жи Пановой, как продвигается расследование дела его друга. Защитница заявила, что как раз на днях будет у следователя Гаека и узнает последние новости.
Через несколько дней, когда Гребенников вновь связался с адвокатом Пановой, та заявила, что дела теперь плохи не только у его друга, но и у него самого -- якобы следствие получило какие-то данные о причастности к ограблениям и самого Гребенникова и потому вскоре предъявят обвинение и ему. На Алексея Гребенникова, который закон никогда не нарушал и всегда был человеком порядочным, как рассказал оперативникам г-н Корнеев, такой поворот событий произвел ошеломляющий эффект. Адвокат же сказала, что "это недоразумение" на начальной стадии расследования она может в принципе уладить, но стоить это будет 100 тыс. долл. Гребенников попросил несколько дней на раздумья и, чтобы немного отвлечься и привести мысли в порядок, направился в спортзал.
Именно там он и встретил Андрея Корнеева, с которым тут же поделился своей проблемой. Последний, будучи профессиональным юристом, сразу заподозрил, что Гребенников попал в сложную ситуацию, и решил ему помочь -- попросил контакты адвоката Пановой, чтобы самому все выяснить у нее.
По словам г-на Корнеева, он в тот же день встретился с адвокатом Пановой, которая еще раз повторила все то, что уже пересказывал Гребенников, -- что в ближайшее время в отношении него будет вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого по делу о вооруженных налетах и что за 100 тыс. долл. дело можно "замять". Поскольку сумма была очень высока и г-н Корнеев был уверен в том, что его приятель ни в чем не виновен, он попросил устроить ему встречу со следователем Гаеком, чтобы тот подтвердил причастность Гребенникова к преступлению. При этом г-н Корнеев заверил, что если он убедится в том, что доказательства действительно неоспоримые, то "деньги будут". Адвокат спорить не стала и пообещала все устроить.
Поняв, что речь идет об откровенном вымогательстве, г-н Корнеев сразу же направился в столичное УСБ, где описал ситуацию и пояснил, что сам Гребенников, испугавшись давления со стороны вымогателей, решил "уйти на дно", доверив решение вопроса ему. В результате все дальнейшие переговоры проходили уже под присмотром оперативников и фиксировались на аудио и видео.
Адвокат Панова уже через несколько часов сама связалась с г-ном Корнеевым, попросив его подъехать в УВД по ВАО. Разговор с майором Гаеком был деловым и коротким. Следователь сразу показал протокол допроса друга Гребенникова -- того самого, которому тот носил передачи в тюрьму. Из него следовало, что обвиняемый дал прямые показания, будто и Гребенников якобы неоднократно принимал участие в вооруженных нападениях. Однако, задав несколько наводящих вопросов, г-н Корнеев тут же узнал, что это единственная и весьма сомнительная улика против Гребенникова. Он попросил время подумать, а потом во время еще нескольких встреч смог сбить цену, договорившись, что спасение приятеля от тюрьмы при таких обстоятельствах не должно стоить больше 30 тыс. долларов.
Встречу назначили на 11 августа в районе Пушкинской площади. Как только адвокат Панова получила от г-на Корнеева 310 тыс. руб. и 19 тыс. долл. -- на самом деле это были меченные спецсоставом «куклы», в которых только 1 тыс. долл. были настоящими, адвокат была задержана. Сыщики предложили ей добровольно поучаствовать в оперативном эксперименте и передать деньги Гаеку. Г-жа Панова согласилась и в тот же день около 19.30 встретилась с майором в кафе "Сфера" на 1-й Дубровской улице. Как только деньги оказались в руках у майора, задержали и его.
Адвокату и следователю предъявили обвинение в покушении на получение взятки с вымогательством. Поскольку отрицать факт получения денег было бессмысленно, Гаек и Панова признали, что действительно "вступили в преступный сговор с целью получения денег с Гребенникова». Но с формулировкой следствия о вымогательстве взятки категорически не согласились, заявив, что «не собирались его привлекать по делу даже в качестве свидетеля, поэтому расценивают свой состав преступления, как мошенничество" (за мошенничество предусмотрено не столь суровое наказание, как за вымогательство взятки). Через день после задержания Замоскворецкий райсуд выдал санкцию на арест майора Гаека, поскольку "он активно препятствовал установлению истины, намеренно срывая производство запланированных следственных действий". Адвоката Панову, поскольку она сотрудничала со следствием, решено было оставить под подпиской о невыезде.
Что касается самого г-на Гребенникова, то он после общения с вымогателями так спрятался, что следствие по-прежнему не может его найти и допросить в качестве потерпевшего. Следователи полагают, что тот до сих пор не знает, что его сажать в тюрьму никто не собирается и что сами вымогатели уже давно задержаны.
Екатерина КАРАЧЕВА