Время новостей
     N°175, 24 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.09.2009
В плену обстоятельств
Четыре моряка с сухогруза Arctic Sea не могут вернуться в Россию
Эпопея сухогруза Arctic Sea обрастает все новыми скандалами. Несмотря на то что об освобождении корабля у берегов Западной Африки было объявлено еще 17 августа, а следователи СКП в начале сентября закончили на нем следственные действия, на корабле по-прежнему остаются его капитан и три члена экипажа. (11 остальных членов команды сразу после освобождения из пиратского плена были доставлены в Россию). Из-за споров о том, кто должен платить за стоянку и обслуживание сухогруза, он не может зайти в испанский порт Лас-Пальмас, неподалеку от которого находится уже несколько недель. В результате остающиеся на борту моряки фактически вновь оказались на положении заложников. Деваться с корабля в открытом море им просто некуда, а эвакуировать их никто пока не собирается.

Сухогруз Arctic Sea, который ходит под флагом Мальты, 22 июля вышел из финского порта Пиетарсаари с грузом древесины и пиломатериалов и должен был прибыть в алжирский порт Беджайя 4 августа. На его борту находились 15 российских моряков из Архангельска. 28 июля связь с кораблем прервалась, на нем была отключена система автоматической идентификации (AIS), и около двух недель о корабле ничего не было известно. Позже выяснилось, что еще 24 июля в районе шведских островов Гогланд и Оланд к сухогрузу причалила надувная моторная лодка, с которой на борт поднялась группа вооруженных людей в масках. Неизвестные захватили корабль, направив его к берегам Западной Африки. В начале августа в Атлантике была организована поисково-спасательная операция, и 17 августа судно было освобождено неподалеку от островного государства Кабо-Верде российским сторожевым кораблем «Ладный». Восемь предполагаемых захватчиков и 11 моряков сухогруза были доставлены в Москву, а капитан и три члена команды остались, чтобы привести его туда, куда укажут российские власти.

Первоначально детальный осмотр корабля, на борту которого согласно различным версиям СМИ могли находиться наркотики или оружие, планировалось провести в Новороссийске. Но потом правоохранительные органы передумали. После того как 26 августа Басманный суд Москвы арестовал сухогруз, бригада следователей СКП вылетела на Канарские острова, куда незадолго до этого подошло освобожденное судно. Следователи около двух недель тщательно обыскивали судно при помощи современного оборудования, но, так и не найдя ничего запрещенного, вернулись 19 сентября в Россию. При этом, находясь на сухогрузе, они не разрешили подняться на его борт представителю компании Solchart Arkhangelsk, которая является владельцем судна.

Как сообщил вчера замглавы северной региональной организации Российского профсоюза моряков Сергей Портенко, в настоящее время судно по-прежнему находится в 20 милях от Лас-Пальмаса и ждет от испанских властей разрешения на заход в порт. По его словам, камнем преткновения стал финансовый вопрос -- непонятно, кто будет платить за портовое обслуживание и стоянку судна.

Ранее представители Solchart заявили, что компания из-за затянувшейся эпопеи с освобождением корабля оказалась фактически на грани банкротства, и считают, что расходы по обслуживанию и ремонту судна должны лечь на российские власти. Кроме того, по словам г-на Портенко, задержка происходит и из-за бюрократических проволочек -- капитан порта сделал запрос властям Мальты с просьбой подтвердить принадлежность судна этой стране, и все переговоры по данному вопросу идут не напрямую, а по дипломатическим каналам.

По мнению г-на Портенко, платить в итоге, вероятно, придется все равно судовладельцу, который уже после получения судна сможет рассчитывать на какую-то компенсацию от страховщиков или предъявлять кому-либо претензии. Но дело не сдвинется с мертвой точки, пока российские власти не наладят взаимодействие с судовладельцем, чтобы позволить ему подняться на борт и оценить все предстоящие расходы, чего пока не происходит.

Г-н Портенко также рассказал, что его организация недавно обратилась к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой способствовать возвращению четырех членов экипажа судна на родину. В обращении отмечается, что когда на борту находились следователи СКП, требование о списании их на берег 18 сентября написали и сами моряки, но старший следователь по особо важным делам СКП Сергей Одарченко отказался его принять, заявив при этом, что он «не Чайка и не почтальон».

Кроме того, капитан сухогруза Сергей Зарецкий в последнем сеансе связи с профсоюзом 18 сентября успел сообщить, что «следователи снова накладывают арест на Arctic Sea, а также что «через час» они планируют отнять у моряков сим-карты мобильных телефонов. Г-н Портенко затруднился предположить, что следователи имели в виду под повторным арестом, но подчеркнул, что после этого никто из остающихся на борту четырех моряков на связь с родственниками или профсоюзом больше не выходил, а ответа из Генпрокуратуры пока нет.

По словам г-на Портенко, моряки остаются на судне против своей воли. Кроме них на Arctic Sea находятся 11 морских пехотинцев с «Ладного». Он отметил, что их присутствие не является препятствием для захода судна в порт, так как в любой момент военные могут перебраться на свой корабль.

Г-н Портенко раскритиковал версию обвиняемых в нападении на судно, озвученную их адвокатами. Задержанные утверждают, что были «мирными экологами», которые из-за технических неисправностей своей лодки были вынуждены обратиться за помощью на встретившийся им в штормовом море Arctic Sea, а затем не сумели его покинуть из-за отсутствия топлива.

Г-н Портенко рассказал, что у некоторых из 11 вернувшихся в Архангельск моряков Arctic Sea были выбиты зубы. Кроме того, со слов моряков, подозреваемые оказывали на них психологическое давление, стреляя поверх голов. Вернувшиеся домой моряки также отмечали, что когда пираты поднялись ночью на борт сухогруза, от них сильно пахло костром. Это свидетельствует о том, что они поджидали судно на одном из островов. По словам г-на Портенко, захватчики сначала общались с экипажем только на английском языке и лишь после выхода в Атлантику моряки поняли, что имеют дело с русскоговорящими.

Г-н Портенко, ссылаясь на моряков, рассказал, что сейчас судно находится в неплохом техническом состоянии -- главный двигатель исправен, необходимо лишь устранить мелкие поломки и отремонтировать системы связи. Также выяснилось, что захватчики старались уничтожить на судне все документы, где фигурирует его название. По мнению г-на Портенко, это свидетельствует о том, что пираты, предварительно перекрасив судно, скорее всего планировали его «куда-нибудь загнать и переоформить».

Анатолий КАРАВАЕВ