|
|
N°100, 06 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
О бизнесе малом замолвите слово
Как лучше ему помочь, знают и правительство, и депутаты
Депутаты Госдумы займутся сегодня малым бизнесом. На их суд будет вынесено четыре альтернативных законопроекта, каждый из которых, судя по заявкам авторов, преследует две цели -- облегчить налоговое бремя для малого бизнеса и, выведя из тени большую часть тех, кто им занимается, увеличить доходы казны. И хотя обсуждение ультрамодной темы сезона (сам президент уделил малому бизнесу немалую часть послания Федеральному Собранию) наверняка займет у депутатов немало времени, исход дискуссии предрешен. И проголосует Дума за правительственный вариант заботы о малых сих. Именно его выбрал бюджетный комитет, и, что важнее, его готов поддержать пропрезидентский «альянс четырех». Даже если все прочие будут против («Яблоко» и СПС собираются голосовать за два проекта -- «яблочный» Иваненко--Артемьева и «правый» Хакамады--Томчина), это ничего не изменит.
Строго говоря, из четырех законопроектов альтернативен всем остальным только белодомовский. В нем предлагается дополнить вторую часть Налогового кодекса еще двумя главами, касающимися исключительно малого бизнеса. При этом ничего принципиально нового, что кардинально улучшило бы положение индивидуальных предпринимателей и маленьких предприятий, правительство не придумало. Первая из предложенных новых глав НК -- не что иное, как существующий сейчас налог на вмененный доход, за вычетом единого социального налога, вторая -- модифицированная система упрощенного налогообложения для предприятий малого бизнеса. Члены СПС Ирина Хакамада ( руководившая в 1997--1998 годах Госкомитетом по малому бизнесу) и Григорий Томчин (глава Ассоциации частных и приватизируемых предприятий) предлагают альтернативный правительственному вариант вмененного налога. Главное его отличие, которое, наверняка было бы с энтузиазмом подхвачено налогоплательщиками, -- добровольность перехода на уплату именно этого налога. Кроме того, гг. Хакамада и Томчин считают, что налог на вмененный доход должен заменять практически все федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в то время как правительство предполагают, что «вмененка» должна заменить лишь налог на прибыль, НДС, налог с продаж, на имущество и единый социальный налог. Еще одно отличие -- ставка 25% (у депутатов) и 15% (у правительства). При этом думцы считают, что перечень и ставки понижающих коэффициентов для налога должны устанавливать органы местного самоуправления. Правительство отводит это Налоговому кодексу (за исключением понижающего коэффициента от 1 до 0,5, определяемого раз в год региональным парламентом).
Проекту главы НК об упрощенной системе налогообложения малого бизнеса альтернативны два депутатских законопроекта -- независимых депутатов и пламенных борцов за права малого бизнеса Оксаны Дмитриевой и Ивана Грачева и «яблочников» Сергея Иваненко и Игоря Артемьева. По версии Дмитриевой--Грачева, платить налог по упрощенной системе вправе все, кто подпадает под определение субъекта малого предпринимательства, которое дано в законе о господдержке малого бизнеса. И кабинет, и члены «Яблока» предлагают установить ограничения по доходам. При этом правительство считает, что отменить большинство налогов, кроме налога на доход и взносов в Пенсионный фонд, можно только для предприятий, чей доход за предыдущие девять месяцев не превысил 7,5 млн рублей, а численность работающих -- двадцати человек. «Яблочники» полагают, что доход должен быть ограничен 35 млн рублей годовых для производственных предприятий и 45 млн -- для торговых. Отличаются и ставки налогов: в правительственной версии -- 20% с чистого дохода (доход минус расходы) и 8% с валового дохода. В версии Грачева--Дмитриевой -- 25% и 5%, Иваненко--Артемьева -- 15% и 6% соответственно. При этом во всех проектах отличается список расходов, которые могут вычитаться из дохода. Кабинет считает, что список вычитаемых расходов должен быть закрытым, депутаты -- что должно вычитаться большинство оправданных расходов.
Правда, в думской обработке версия кабинета будет существенно поправлена. Даже пропрезидентские фракции согласились поддержать ее с оговорками: снижения налоговых ставок (до 15% с чистого и 6% с валового дохода), изъятия пункта о том, что налог взимается в размере не менее 1% с оборота, даже если предприятие окажется в убытке и т.п. Но независимо от того, насколько отредактируют правительственный текст, на улице малого бизнеса праздника все равно не будет. О негодности всех предложенных законопроектов заявили во время обсуждения на бюджетном комитете представители официальных объединений малого бизнеса. Неорганизованная мелкобуржуазная стихия выразила свое мнение еще раньше. На радостную весть о том, что правительство придумало для них новые налоговые правила, нерепрезентативно опрошенные корреспондентами газеты «Время новостей» деятели малого бизнеса реагировали одинаково пессимистично: «Лучше бы они оставили нас в покое и дали жить, потому что от каждого нововведения нам все хуже и нас все меньше». Впрочем, меньше, кажется, некуда: если судить по официальной статистике, малый бизнес в России является «бесконечно малой величиной», которой вполне можно пренебречь.
Светлана ЛОЛАЕВА, Виктор ХАМРАЕВ