|
|
N°175, 24 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Виталий Юсуфов: Удалось убедить силой слова
-- Как Nordic Yards удалось выиграть международный тендер на имущество и интеллектуальную собственность двух верфей, которое оценивалось в 700--800 млн евро, без долгов и обязательств прежних собственников, заплатив при этом всего 40 миллионов?
-- Нужно понимать происхождение оценки в 700 млн евро. Эта сумма была вложена в начале 90-х годов в модернизацию верфей в Висмаре и Варнемюнде после объединения Германии. Но главным для властей страны и федеральной земли, где расположены предприятия, были в социальные гарантии работникам верфей и перспективы обеспечения заказами, которые позволили бы обеспечить стабильность в долгосрочной перспективе, налоговые выплаты и так далее. Это были основные конкурентные преимущества нашей заявки. Обязательство сохранить большую часть рабочих мест (1600 из 2400 имевшихся на верфях. -- Ред.), должен вам сказать, это вообще нетрадиционное предложение для подобных тендеров. Оно не практикуется в Германии с первых постгэдээровских времен. Заслуга нашей команды переговорщиков, что смогли «откопать» такой механизм и он оказался привлекательным для немецких властей в этой ситуации. И естественно, возможности по привлечению заказов на российском рынке сыграли свою роль.
-- Вы предоставляли в конкурсную комиссию какие-то письма о намерениях от потенциальных заказчиков из России?
-- Нет, в данном случае удалось убедить силой слова. Впрочем, и немецкие чиновники прекрасно понимают, что, не будучи еще собственником верфей, Nordic Yards не могла иметь документально подтвержденный интерес от российских компаний.
-- Высказывалось мнение, что вы покупаете верфи с прицелом на вхождение в проект стратегического инвестора из России. Вы с кем-то ведете уже переговоры?
-- Нам нужен стратегический партнер для того, чтобы усилить свои позиции в тендерах на территории России. И я не исключаю ни одну из форм сотрудничества. Может быть и совместное предприятие, и вхождение в капитал Nordic Yards, и производственная кооперация в рамках какого-то конкретного заказа. Мы действительно находимся в диалоге с Объединенной судостроительной корпорацией, ОПК («Северная верфь». -- Ред.) и Выборгским судостроительным заводом. Расставлять приоритеты до окончания переговоров я бы не стал. С политической точки зрения возможности ОСК как госкомпании в качестве инвестора выглядят очень сильно.
-- О каком пакете идет речь?
-- Продажа контрольного пакета возможна.
-- Как к этому, вы думаете, отнесутся немецкие власти? Нет ли в этом вопросе политических ограничений?
-- В рамках предварительных консультаций они приветствуют появление стратега из России, поскольку они тоже ожидают, что это принесет на верфи новые заказы. Госкомпания или частная -- их это не очень волнует. Верфи Nordic Yards не имеют никакого отношения к военному производству или технологиям двойного назначения.
Алексей ГРИВАЧ