Время новостей
     N°175, 24 сентября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.09.2009
Юридически активная добавка
Производители хотят законодательно ликвидировать теневой рынок БАДов
Рынок биологически активных добавок (БАД) в России один из самых быстрорастущих: за последние годы в денежном выражении он увеличился в разы (если в 2003 году объем официально зарегистрированных продаж составил 2,6 млрд руб., то в 2007 году этот показатель достиг 8,7 млрд). Это превышает даже темпы роста продаж лекарственных препаратов. Тем не менее рынок БАДов по-прежнему в значительной части теневой -- большая часть добавок продается из рук в руки, минуя кассовый аппарат и все контролирующие инстанции. Вчера представители некоммерческого партнерства производителей пищевых добавок, объединившего десять самых сознательных компаний (на их долю приходится почти 50% легально продающихся в нашей стране добавок) заявили, что совместно с депутатами Госдумы готовы внести ряд законодательных предложений, направленных на ликвидацию «черного рынка здоровья».

Об истинном размере нелегального рынка всевозможных околомедицинских усилителей зрения, стимуляторов физических способностей и регуляторов настроения сейчас можно судить лишь по косвенным признакам -- в этом сходятся все эксперты и участники рынка БАДов. Например, по числу официально зарегистрированных торговых наименований добавок: в июне 2008 года было зарегистрировано чуть более 5 тыс., а на аналогичный период этого года -- уже почти 8 тысяч.

«Подводная часть этого айсберга растет активнее и намного превосходит надводную», -- считает генеральный директор агентства DSM Group Александр Кузин. Согласен с ним и другой аналитик, директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов: «Всего 30% БАДов продается в аптеках (не более чем на 1 млрд долл. в год), и еще приблизительно 20% реализуется через всевозможные «Лавки жизни» (на 250--300 млн долл.), а весь рынок добавок целиком, по нашим подсчетам, никак не меньше 2,5 млрд долларов».

Сами представители легального сектора дистрибуции пищевых добавок говорят, что доморощенные продавцы неизвестных препаратов буквально заполонили города по всей стране, атакуя пенсионерок по телефону и отлавливая доверчивых граждан в подъездах домов. «Каков сейчас размер так называемых прямых продаж, сказать очень трудно, так как эта продукция не засвечивается ни на одном этапе своего существования -- ее нелегально производят, транспортируют и продают», -- рассказала «Времени новостей» президент НПП БАД Татьяна Пилат. "Сейчас очень немногие люди знают, что российское законодательство категорически запрещает распространять БАДы каким-либо способом, кроме как через аптеки и специализированные секции прочих торговых точек", -- говорит г-жа Пилат.

В итоге государство теряет немалые средства, которые могли бы поступать в казну в качестве налоговых отчислений, а покупатели незарегистрированных средств часто оказываются жертвами обычных мошенников. «Мы можем судить только по тем случаям, когда граждане все-таки оказываются достаточно дотошными, чтобы пожаловаться на отсутствие эффекта или побочные явления от купленных препаратов в «Роспотребнадзор», -- считает директор по корпоративным отношениям ООО «Амвей» Алексей Петренко. «И больше всего жалоб на немыслимо завышенные цены -- добавки продают в больших городах по 5--9 тыс. руб. за упаковку, хотя, по подсчетам членов нашего партнерства, никакие добавки из тех, что официально известны, не могут стоить более 1 тыс. руб.», -- поделился с «Времени новостей» главным критерием легальности БАДов г-н Петренко. По его словам, все остальное -- надувательство.

Правда, потери покупателей пока исключительно моральные и финансовые. «Не зарегистрировано ни одного случая, чтобы добавкой, купленной с рук, кто-то отравился», -- говорит Татьяна Пилат. Но бороться с хаосом на рынке можно только на уровне законодательства. «Существующие на данный момент нормативные акты часто декларируют прямо противоположные вещи. Так, СанПиН, которым руководствуются все отечественные компании, ясно говорит, что после проведения добровольной сертификации (она подразумевает клинические испытания средства) производитель имеет право писать на упаковке «лечит глаукому» или «помогает при сосудистой недостаточности». Но закон о рекламе категорически это запрещает в любом случае», -- пояснили для «Времени новостей» участники НПП БАД. По их словам, это крайне несправедливо: «Даже на йогуртах не запрещено писать «улучшает иммунитет», а на средствах, призванных улучшать качество жизни и здоровье граждан, такая надпись почему-то невозможна».

Таких нестыковок множество, и единственный способ от них избавиться, считают производители, -- принять новый закон, регулирующий непосредственно все стадии жизни добавок -- от производства до потребления.

Галина ПАПЕРНАЯ