|
|
N°175, 24 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ностальгия без сантиментов
Гарри Каспаров уверенно выиграл две стартовые партии мачта с Анатолием Карповым
Двумя уверенными победами Гарри Каспарова начался в испанской Валенсии матч двух легендарных экс-чемпионов мира, чье противостояние в 80-е годы прошлого столетия вознесло популярность шахмат в мире на небывалую высоту.
Ностальгия по славному прошлому их матчей чувствовалась с первых ходов матча, когда на доске появились знакомые позиции 80-х годов. Но вскоре выяснилось, что решающим фактором стала 12-летняя разница в возрасте. Все-таки в свои 58 лет Карпов дает слишком большую фору сопернику. Так, в формате быстрых шахмат в первой партии, играя белыми, он затратил на первые 15 ходов 15 минут (в сравнении с пятью минутами Каспарова), а когда решился принять жертву пешки, настолько задумался, что уже на 24-м ходу просрочил время.
Вторую партию Карпов играл пассивно и просрочил время на 28-м ходу, после того как Каспаров эффектной жертвой коня развил атаку на короля. Вчера в матче игрались еще две партии в быстрые шахматы.
Матч Карпов -- Каспаров! Четверть века назад на протяжении семи лет выдающиеся гроссмейстеры того времени сыграли пять матчей за мировую шахматную корону. Много воды утекло с тех пор. И вот 12-й и 13-й чемпионы мира встречаются в матче из 12 партий. По словам Гарри Каспарова, основным стимулом участия в этом матче было желание отметить 25-летний юбилей начала великого противостояния с Анатолием Карповым.
Правда, на сей раз сражение между историческими соперниками будет носить не столь масштабный характер. В программе матча четыре партии в рапид (с контролем времени на обдумывание по 25 минут) и восемь партий в блиц (по пять минут), но тем не менее этот поединок может стать одним из самых громких событий года. Ожидается, что на официальном сайте за трансляцией партий суммарно будет следить более 10 млн пользователей.
Еще недавно трудно было представить, что два великих чемпиона вновь сыграют друг с другом. Каспаров в 2005 году объявил о завершении спортивной карьеры, а Карпов если и играет, то в основном в быстрые шахматы. К тому же и отношения между ними всегда были далеко не простыми. Все началось с первого матча 1984 года, который игрался до шести побед (без учета ничьих). Его начало было драматическим: после девятой партии счет был 4:0 в пользу Карпова. Вряд ли чемпион мира ожидал такого развития событий, и, несомненно, в его сознании сработал «синдром Фишера». Карпов стал играть на результат 6:0 (с таким счетом Роберт Фишер выиграл претендентские матчи 1971 года у Марка Тайманова и Бента Ларсена), понимая, что сможет надолго «сломать» своего эмоционального главного конкурента. Он стал осторожничать и после серии из 17 ничьих (!) в 27-й партии вышел-таки на счет 5:0, но силы были уже на исходе. Вскоре Каспаров размочил счет, а когда после новой серии ничьих выиграл 47 и 48 партий и сократил счет до 5:3, матч, длившийся уже более полугода, был остановлен тогдашним президентом ФИДЕ Флоренсио Кампаманесом под предлогом заботы о здоровье участников (кстати, не без оснований, достаточно посмотреть на фотографии соперников). Остальные четыре матча 1985-го, 1986-го, 1987-го и 1990 годов прошли под напором Каспарова, который расслабился лишь в Севилье (в 1987 году ему пришлось спасать матч в последней партии). Итог этого великого противостояния из 144 партий: +22 -- 19 = 103 в пользу Каспарова.
Десять лет спустя с утратой Каспаровым чемпионского титула отношения между историческими соперниками заметно потеплели. В канун 2002 года они сыграли в Нью-Йорке рекламный матч из четырех партий в рапид. В нем Карпову удалось взять, если можно так выразиться, своеобразный реванш: он выиграл со счетом 2,5:1,5. Уже после ухода Каспарова из профессиональных шахмат противники в 2006 году встретились в Цюрихе на четверном турнире в блиц, где кроме них играли Юдит Полгар и Виктор Корчной, и разделили первое-второе места. По окончании турнира Каспаров отметил, что партии с Карповым вернули ему славные воспоминания: «Наши поединки всегда были чемпионскими. Великие противостояния, о которых я всегда вспоминаю с удовольствием».
Когда в 2008 году Гарри Каспарова посадили в СИЗО за участие в «Марше несогласных», Анатолий Карпов пришел навестить своего бывшего соперника, но члена Общественной палаты не пропустили в здание ГУВД Москвы, где он хотел встретиться с арестованным. Это было должным образом оценено Каспаровым. Если он ранее утверждал: «Говорить мне с Карповым не о чем совершенно, наши взгляды противоположны», то после этого случая признался: «Солидарность чемпионов оказалась сильнее политических и личных разногласий! В новой системе координат его жест доброй воли перевесил все негативное, скопившееся за долгие годы нашего противостояния. Эта история заставила меня отношение к Карпову во многом пересмотреть». Можно только порадоваться тому, что два великих шахматиста сошлись на главном -- отношении к шахматам, остальное -- неизбежные атрибуты их бытия.
Олег СТЕЦКО