|
|
N°175, 24 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Следствием установлено
Все мошенники Гран-при Сингапура получили по заслугам
Возвращение «Формулы-1» спустя год в Сингапур проходит шумно и не очень весело. Очередная неприятная история, всплывшая на поверхность, подпортила новое, предстоящее в ближайший уикенд свидание с этой красивой трассой. Словно нарочно под скандалом вокруг «Рено» и аварии Нельсона Пике, происшедшей как раз на первом Гран-при, проведенном на улицах этого города-государства, черта была подведена накануне гонки. Международная автомобильная федерация, занимавшаяся расследованием этого дела, разобралась в его перипетиях и нашла виновных довольно быстро, а наказала весьма жестко. Такого сурового приговора, вынесенного в отношении главных ответчиков, за всю историю «Формулы-1», пожалуй, и не найти. Тем более если учитывать масштаб личностей наказанных.
Немного об обстоятельствах дела. Уволенный летом из «Рено» Нельсон Пике неожиданно выступил с разоблачением заговора, устроенного ключевыми фигурами французской команды и цель которого была победа напарника бразильца Фернандо Алонсо. Замысел можно было бы назвать даже изящным, если бы не его антиспортивная сущность: обеспечить преимущество одного гонщика команды за счет его раннего пит-стопа и аварии другого в нужный момент. Стартовавший 15-м Алонсо заехал на дозаправку уже на 12-м круге, и как только испанец вернулся на трассу, Пике разбивает свой болид на выходе из поворота, в месте, где быстрая эвакуация машины невозможна. Действовавшее в прошлом году правило, запрещавшее дозаправку сразу после появления машины безопасности, также играло на руку заговорщикам -- это давало возможность Алонсо полностью отыграть свое отставание от лидеров. В итоге испанец приехал на финиш первым, принеся первую почти за два года победу своей команде.
Пике заявил, что спровоцировал аварию, преднамеренно вызвав занос машины. Что подтвердили и показания телеметрии. Пойти на это его заставил управляющий директор команды Флавио Бриаторе в обмен на гарантии продления контракта. Сразу же после гонки многие отметили тот факт, что сафети-кар появился на трассе очень вовремя, но предположить в этом тонкий расчет никому тогда и в голову не пришло. Если бы Пике не выступил со своими признаниями, этот инцидент так и остался бы лишь эпизодом: не слишком удачным в и без того не самой блестящей карьере Нельсона и славным в великолепном послужном списке Алонсо.
Бриаторе и второй представитель руководства «Рено» Пэт Симондс, который оказался вовлечен в заговор благодаря занимаемой должности главного инженера команды, вины своей поначалу не признали. Но оргвыводы последовали незамедлительно. Уже через несколько недель обоих убирают из команды, что, несомненно, подтверждает их виновность. В деле всплывает новый свидетель -- некий сотрудник «Рено», знавший о замыслах Бриаторе. В конце концов и Симондс признал, что разговаривал перед гонкой с Пике на тему возможной аварии, но инициатива исходила от пилота. Этими показаниями заслуженный ветеран, много лет проработавший в «Формуле-1», заслужил от ФИА смягчение приговора.
И лишь упрямый Флавио, одна из ключевых фигур «Большого цирка», продолжал настаивать на своей невиновности. Это упрямство обошлось ему по самой высокой цене: из всех соучастников именно итальянец получил максимальное наказание -- бессрочное отлучение от «Формулы-1». Если учесть, что для Бриаторе гонки не просто место работы, а разветвленный бизнес, в который он немало вложил, удар, нанесенный ФИА, практически смертельный. Ему запрещено не только работать в структурах, связанных с ФИА, но даже появляться на трассах, где проходят гонки под ее юрисдикцией, а также оставаться менеджером пилотов, участвующих в соревнованиях федерации. Симондсу назначали пятилетнюю дисквалификацию, «Рено» отделалась условной, а Пике вообще получил «отпущение грехов».
Несмотря на все доказательства имевшего место заговора и неоднозначность фигуры Бриаторе, во всей этой истории остается полно темных пятен. Во-первых, зачем нужна была эта странная победа в контексте прошлогодних выступлений команды? Французы не могли не то что выиграть, но даже финишировать на подиуме. Возможно, руководство «Рено» (не конюшни, а концерна), недовольное демонстрируемыми результатами, выдвинуло Бриаторе ультиматум, игнорировать который тому было непросто. Это заставило Флавио разработать столь отчаянный план и довериться Пике. Но тогда увольнение Нельсона было даже большей ошибкой, чем сам заговор. Не предполагать, что бразилец, отец которого еще в прошлом году пытался поднять эту тему, попытается отомстить таким образом, Бриаторе просто не мог. Ему было легче дотерпеть до конца сезона, а потом тихо расстаться с неугодным пилотом.
Во-вторых, авария на столь ранней стадии гонки еще ничего не гарантировала. Конечно, в Сингапуре довольно трудно обгонять. Так что, выйдя вперед, Алонсо практически обеспечил себе победу. Но в этой гонке были и другие инциденты -- на 50-м круге сразу две машины вылетают в одном повороте, что опять приводит к появлению машины безопасности. Правда, на том момент уже все было решено. И на этом фоне этот план выглядит по меньшей мере абсурдным.
Ну и в-третьих, аварийность Пике сама по себе достаточно высока. И исключать вероятность непредумышленного ДТП тоже не стоит. Но даже если это все-таки не случайное совпадение, а история, рассказанная гонщиком, не плод его воображения, все-таки удивляет, с какой легкостью ФИА приняла на веру слова Нельсона и с каким упорством отвергает оправдания Бриаторе. Вспоминается, что именно итальянец был одним из непреклонных участников противоборства с ФИА в вопросе снижения бюджетов, именно Флавио до победного конца настаивал на отставке нынешнего президента федерации Макса Мосли. Но Мосли не привык копить обиды в себе и почти всегда на удар отвечал ударом. Это уже узнали и бывший босс «Макларена» Рон Деннис и экс-руководитель «Феррари» Жан Тодт. Видимо, пришло время и Флавио Бриаторе.
Дмитрий СИТНИК