|
|
N°175, 24 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В ловких и натруженных руках
"Суррогаты" на московских экранах
Настанет день, и можно будет не ходить ни на работу, ни на улицу. Во всех земных эскападах живого человека смогут заменить специально сконструированные киборги-двойники, именующиеся суррогатами. Именно они заполняют улицы американских городов, в то время как их оригиналы добавляют себе пролежни в комфортабельных креслах. Но после триумфа происходит катастрофа: существует специальное оружие, которое позволяет уничтожать не только клонов, но и их владельцев. Ситуацию пытается распутать полицейский инспектор Гриер (Брюс Уиллис), в свое время потерявший в круговороте «копи-пасте» своего сына и сейчас вот-вот готовый потерять жену...
Абсолютно непонятно, почему в 2009 году на вполне продвинутой студии вдруг взялись за сюжет, который и в начале 90-х уже подтекал размороженной рыбой: ну ни на секундочку ничего в нынешней ситуации не позволяет прочувствовать проблему героя Уиллиса (да и всех остальных) по-настоящему. Вот уже много лет как стало очевидно, что виртуальная реальность с замещением себя двойником не сумела найти должного отклика в глазах обывателя, идея о том, что всем может распоряжаться двойник, потерпела полнейший крах, не успев даже выйти из пространства научной фантастики. Просто не работает. Это неувлекательно, неактуально, неинтересно.
В «Суррогатах» имеются две по-настоящему мощные боевые сцены (с акробатическими скачками по автомобилям и свалкам), довольно любопытная попытка придать детективу Гриру облик этакого Бенджамина Баттона (в своей суррогатной ипостаси он напоминает то частного детектива из агентства «Лунный свет», то наемного убийцу из «Шакала», а мы даже и не предполагали, что все это было так давно), пара-другая интересных моментов, решенных чисто графически. Но с другой стороны, есть ли на свете хоть один человек, кто бы не догадался, что предводитель «настоящих человеков» Пророк (Уинг Реймс) на самом деле кукла? И у кого бы не свело челюсть во время финального закадрового монолога о том, что землянам наконец-то нужно стать настоящими людьми? Может быть, и вправду относиться к этому фильму как к некоему артефакту, пролежавшему на голливудских студиях долгое время (примерно с конца 80-х), и наконец-то вышедшему на свет божий? Но чего-то не получается.
Кассовые сборы данного произведения станут известны только в понедельник. Но что-то подсказывает, что даже самая нетребовательная публика оценит фильм по недостаткам, а не достоинствам. Уиллиса жалко. В повседневном сленге современной молодежи есть удивительно точное определение «вчерашка». Именно таким вот «вчерашкой» и предстает на экране некогда любимый актер. Когда он выговаривал нечаянному грабителю в «Пятом элементе» за отсутствие уровня и произносил, пожалуй, самую главную фразу 90-х («Какая у тебя... замечательная... шляпа!») и прыгал с этажа на этаж, это не выглядело настолько неприкаянно и нелепо. Сегодня же если за недавнего «Крепкого орешка» не возьмутся как следует Тарантино с Родригесом, делать ему «на белой простыне экрана» решительно нечего.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ