|
|
N°174, 23 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бонусы по-европейски
Центробанк хочет усилить ответственность владельцев и руководителей банков
Банк России вновь поднял вопрос об ограничении бонусов банковским служащим. Кроме того, на этот раз регулятор даже поставил вопрос о возможности увольнять членов совета директоров в неэффективных банках. Чиновники Центробанка ссылаются на опыт западных финансовых властей, которые постоянно ужесточают борьбу с бонусами и увольняют топ-менеджеров. Впрочем, участники рынка считают, что России рано гнаться за международными стандартами, пока не решены другие основные задачи.
За получателей бонусов российские власти взялись еще в начале нынешнего года. В феврале министр финансов Алексей Кудрин заявил о подготовке Минфином предложений по ограничению размера премий руководству банков. Г-н Кудрин подчеркнул, что банки, получая помощь от государства, не желают снижать суммы выплат своему руководству. Вскоре Центробанк издал документ, позволяющий своим уполномоченным спецпредставителям запрашивать размеры вознаграждения управленцам банков, которые получают господдержку. Злободневную тему не обошел вниманием и президент России Дмитрий Медведев. «В период кризиса, когда тяжело всем, прежде всего нашим людям, которые имеют совершенно обычные доходы, не время выплачивать бонусы в таких завышенных размерах», -- заявлял он.
Вчера директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский (на снимке) привел в пример зарубежную практику. Он напомнил, что на Западе еще до кризиса регуляторы могли принимать решения об ограничении бонусов, заработной платы и других выплат банкирам. Г-н Симановский также обратил внимание на то, что в большинстве стран регуляторы имеют право ставить вопрос о несоответствии какого-либо члена совета директоров своему статусу и требовать его замены. Представитель ЦБ посетовал на то, что у отечественных регуляторов нет даже права отстранить исполнительного руководителя банка: «Для этого мы должны ставить вопрос перед советом директоров соответствующего банка».
Алексей Симановский заявил, что Банк России намерен усилить ответственность владельцев и руководителей банков. Напомним, министры финансов и главы центробанков стран «большой двадцатки» на встрече в начале сентября пришли к согласию в отношении необходимости повышения капитала банков и введения единых правил выплат компенсаций банкирам. Главы правительств 27 стран Евросоюза настаивают на введении обязывающих правил в отношении выплат бонусов банкирам.
Предполагается, что эти меры могут предотвратить принятие банками краткосрочных рисков и смягчить системные риски. По мнению финансовых властей США, нынешняя система вознаграждений топ-менеджеров стала одной из причин кризиса.
Директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин заявил вчера, что Россия изучает международную практику регулирования бонусных выплат в финансовом секторе, но пока не планирует вводить законодательные ограничения в этой сфере. Ранее первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев согласился с необходимостью коренным образом реформировать систему мотивации сотрудников и руководителей финансовых компаний. Однако, по его мнению, это должно быть не механическое ограничение величины бонусов, а побуждение к минимизации принимаемых рисков.
Председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка Алексей Тимофеев сказал Интерфаксу, что тема регулирования выплат банкирам является значимой для стран «большой двадцатки», а для России не является ключевой. Он объяснил это тем, что другие страны уже решили те проблемы, которые еще решаются в России. «Это вопросы институционального развития фондового рынка, в том числе решение вопросов инфраструктуры, расширения инструментов инвестирования», -- пояснил он.
«Эти инициативы объясняются обострением популистского начала российских чиновников, -- считает топ-менеджер крупного российского банка. -- Вполне возможно, что в разгар кризиса многие крупные менеджеры действительно отказались от бонусов или попытались сделать вид, что отказались. Однако когда ситуация начнет стабилизироваться, все забудут про бонусы и мы будем иметь прежнюю картину. Даже по официальным данным, уже во втором квартале крупные банки увеличили более чем на 30% долю управленческих и организационных расходов, включая затраты на персонал. Зарплаты топ-менеджеров госбанков выросли более чем на 5%, хотя кризис еще не закончился».
Прирост просроченной задолженности по кредитам в августе составил 6,9% против 9,4% в июле, сообщил вчера Алексей Симановский. В целом доля просроченной задолженности по всем кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам на 1 сентября, по предварительным оценкам, равна 4,76%. При этом доля просроченной задолженности по корпоративным кредитам составила 5,74%, по кредитам физлицам -- 6,22%. На 1 августа доля просроченной задолженности в совокупном кредитном портфеле была 4,5%, просрочка по корпоративным кредитам -- 5,3%, по кредитам физлицам -- 5,9%.
Николай КОЧЕЛЯГИН