|
|
N°175, 24 сентября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Формула главы Пентагона
США разделят своих союзников на три категории
В начале следующего года, как стало сейчас известно, минобороны США планирует опубликовать очередной «Четырехлетний обзор военной политики». Он традиционно закладывает основные направления развития американских вооруженных сил на ближайший период. Но уже в ходе подготовки этого документа нынешний глава Пентагона Роберт Гейтс внес изменения, не только означающие разрыв с политикой его предшественника Дональда Рамсфелда, но и в отдельных случаях противоречащие принципам американской военной политики после второй мировой войны.
Таким образом, завершена так называемая революция в военном деле в армии США. Как отметил Роберт Гейтс, уже исчерпала себя многолетняя практика военных закупок, когда на смену более простым и дешевым образцам военной техники шли более дорогие и сложные. Постоянное увеличение сроков создания новых, технологически сложных образцов вооружения и снижение количества закупаемой военной техники уже не оправдывает ее качественное превосходство. Эта установка нашла свое отражение в военном бюджете США на 2010 финансовый год. Наибольшим сокращениям подверглись амбициозные и дорогостоящие программы.
Прекращена закупка истребителей Ф-22 стоимостью 140 млн долл. каждый. Количество эсминцев нового поколения Ди-Ди-Джи-1000 сокращено с десяти до трех. Приоритет отдан старой модели -- Ди-Ди-Джи-51. Программу «Боевые системы будущего» по созданию объединенных в общую сеть наземных и воздушных боевых платформ сначала урезали на 87 млрд долл., а потом и вовсе разбили на отдельные проекты.
Смещен акцент в военном строительстве. Американцы вместо подготовки к борьбе с традиционными противниками вроде бывшего Советского Союза сосредоточатся на отработке операций против повстанцев и отражения «неконвенциональных», то есть не соответствующих традиционным нормам угроз. Считается, что пока Пентагон и военно-промышленный комплекс уделяют недостаточное внимание этому вопросу. Да и сам американский военный опыт последних сорока лет плохо соотносится с традиционным пониманием военных конфликтов. Ведь приобретен этот опыт во Вьетнаме, Гренаде, Панаме, Сомали, Гаити, Боснии, Косово, Афганистане, Ираке.
Наконец, необходимость усиления внимания к противоповстанческим операциям и ассиметричным угрозам объясняется тем, что американцам вполне достаточно их нынешних возможностей в обычных вооружениях. Например, хотя после «холодной войны» военно-морские силы США сильно сократились по общему тоннажу, они все еще превосходят 13 других самых сильных флотов мира, причем 11 из них принадлежат дружественным США странам. «Пусть превосходство США в ведении обычной войны не является безусловным, -- заметил Гейтс, -- оно все равно сохранится в среднесрочной перспективе».
Третье важное нововведение главы Пентагона -- резкое увеличение роли союзников и партнеров в военных усилиях США. Мотивы понятны: с одной стороны, сложная экономическая ситуация не позволяет американцам, как раньше, постоянно увеличивать военный бюджет, чтобы в одиночку разбивать всех врагов. С другой -- сам характер глобальной борьбы против воинственных экстремистских организаций требует помощи остальных членов международного сообщества. Главная цель США -- не допустить перерастания вялотекущих конфликтов в горячие, которые потребуют дорогостоящего военного вмешательства, чреватого для США еще и большими издержками репутации.
По мнению Гейтса, «военные возможности союзников и партнеров США так же важны, как наши собственные». Степень партнерских отношений и круг их потенциальных участников будут максимально широки. Допускается даже возможность создания тактических союзов под конкретную задачу или на ограниченный период времени.
Условно союзников США можно будет разделить на три группы. В первую группу -- «союзники категории А» -- войдут страны, имеющие политическую волю и военные возможности внести значительный вклад во все виды проводимых США военных операций. Вторая группа -- это «союзники категории В», не способные в силу внутриполитических или чисто военных причин принимать участие в некоторых видах военных операций (классических, контртеррористических, стабилизационных). «Союзники категории С» -- это страны, предпочитающие помогать словесно. Они, по словам Гейтса, тоже должны сыграть свою роль, поскольку «обеспечивают баланс, доверие и легитимность в глазах большей части мира».
Дмитрий ВОЛОДИН, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН